Официальный Вильнюс двумя руками поддерживает новые санкции Европейского союза в адрес Белоруссии. Еще больше Литва счастлива от того, что в первой декаде декабря вступят в действие антиминские санкции США. Замминистра иностранных дел Мантас Адоменас пояснил прессе:
"Они зеркальным образом отражают европейские санкции, но они будут намного глубже, потому что они будут касаться и вторичных факторов – тех людей и те компании, которые сотрудничают и торгуют с попадающими под санкции белорусскими предприятиями".
В Вильнюсе считают, что трансатлантическое санкционное давление отобьет у "последнего диктатора Европы, по которому плачет международный трибунал" желание форсировать переговоры по глубокой интеграции Белоруссии с Россией.
"Мы теряем больного!"
В плохих телесериалах про врачей обязательно встретится сцена, в которой больного куда-то везут на каталке, а бегущая рядом медсестра дурным голосом вопит: мы его теряем, мы его теряем!
Нечто подобное происходит в данным момент в Вильнюсе во властных верхах. Люди в деловых костюмах мечутся по коридорам с криком "Мы Белоруссию теряем!". Камертоном выступает рабочая резиденция президента на площади Дауканто:
"Политика Лукашенко ведет к тому, что его страна все сильнее втягивается в орбиту Кремля и утрачивает остатки своей независимости. Если Евросоюз и НАТО не остановят процесс, вызовы международному сообществу вырастут кратно".
"Мы в Литве говорим об очень серьезной проблеме – о полной интеграции соседней страны в военную систему России. Трансатлантический военный союз обязан корректировать свои оборонные планы, стратегию и тактику в отношении региона, страны которого граничат с Белоруссией", – говорит президент Гитанас Науседа о своей стране, Польше, Латвии и Украине, которая членом НАТО не является, но в штаб-квартире именуется партнером.
Твоя моя не понимай
Увы, время для встречи с официальным Минском за круглым переговорным столом наступить не может никогда. По мнению Науседы, ни Брюссель как столица Евросоюза, ни отдельные страны содружества не могут разговаривать с незаконно избранным президентом Александром Лукашенко.
"Ведь 9 августа 2020 года все члены ЕС заявили, что выборы в Белоруссии являются незаконными, непрозрачными, их результат не признан. Это означает, что человек, выдающий себя за главу государства, является нелегитимным президентом. Евросоюз не разговаривает с главами стран, которые являются нелегитимными", – заявил Науседа литовским журналистам.
На этом основании необходимы санкции. Они – единственный язык, понятный упертому "бульбашу". К слову, у Вильнюса есть запасной вариант в виде переговоров с "национальным лидером Светланой Тихановской", но по понятным причинам нет желания активировать план В.
Время, между тем, не терпит. В Литве с нарастающей нервозностью фиксируют факт появления в белорусском небе российских бомбардировщиков и самолетов прикрытия. Появления десантников, которые вместе с ВДВ РБ должны парашютным способом высадиться в Гродненской области, заметно усилило стресс у литовских военных, пограничников и полицейских.
Не приведи Господь, но вообще-то было бы забавно посмотреть, как навострившиеся разгонять нелегалов и мирных демонстрантов доблестные литовские герои встретятся лицом к лицу с элитой министра обороны РФ Сергея Шойгу. Повторимся – что угодно, но только не это рандеву в чистом поле.
Политологическое болото
Всегда словоохотливое литовское политологическое болото старается отмолчаться, поскольку не понимает, что можно говорить, чего нельзя. Не отвечать же на вопросы, откуда вообще появились беженцы и почему они так страстно рвутся в Германию?
Тем более, посольство РФ в Литве уже сделало разъяснительное заявление:
"Озвученные рядом высокопоставленных литовских политиков нелепые обвинения в адрес нашей страны в причастности к миграционному кризису на границе Белоруссии с Литвой и Польшей – не что иное, как недобросовестная попытка переложить на других собственную вину. На Вильнюсе лежит ответственность за поддержку и участие в интервенциях, в результате которых были разрушены суверенные государства Ближнего Востока, Севера Африки и Афганистана. С их территории и исходит основная часть беженцев в Европу".
Политологи попробовали было раскрутить тему давления Берлина на Москву, но не получилось. Фрау Ангела Меркель действительно попросила президента РФ использовать свое влияние, чтобы Белоруссию остановила "негуманное" превращение нелегальной миграции. В ответ канцлера вежливо переадресовали в Минск, говорить с которым членам Евросодружества не позволяет, как уже сказано, позиция, занятая ими в начале августа 2020 года.
Тему введения очередных санкций трогать тоже нет желания.
Солидарность членов ЕС на словах на деле может вылиться в очень слабый документ. Странам Восточной Европы такой не нужен, странам Западной нежелателен избыточно жесткий.
Даже ярый "антилукашенковец" Павел Латушко критикует Брюссель за беззубость и нежелание выступать единым фронтом: выразили озабоченность, потом выразили глубокую озабоченность, но пора уже все-таки от озабоченности переходить к каким-то реальным действиям. Однако их нет и не предвидится.
Правда, у МИД Литвы иная позиция. Замминистра Адоменас озвучил ее: "Увидим ли мы действия? Они уже происходят. Пятый пакет санкций обсуждают, и он будет приниматься довольно быстро. Для Лукашенко это очень плохая новость".
Быть или не быть?
Адоменаса можно понять. Что он, человек в ранге замминистра, может еще сказать? Стабильнее ситуация в квадрате Вильнюс – Минск – Брюссель – Москва от позиции литовского МИД стать не в состоянии. Он слишком мелок для рассматриваемого вопроса. Объективные оценки со стороны столицы Евросоюза вовсе отсутствуют.
Созерцателю советы раздавать несложно. Но в данном случае не будет лишним уточнить: раз вы против дрейфа Белоруссии в сторону России, зачем нужно было начинать "валить" законную белорусскую власть? Заварили кашу – нечего локти кусать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.