Оправданная жестокость? Как польское общество относится к кризису на границе

© Sputnik

Ситуация с беженцами на польско-белорусской границе становится все хуже. При этом в европейских изданиях почти не говорят о том, как к происходящему относятся рядовые поляки.

Миграционный кризис на восточной границе Европейского союза с Белоруссией за последние месяцы стал одной из центральных тем в польском обществе.

СМИ распространяют различные видео с палаточными лагерями на границе, в польском Сейме идут непрекращающиеся дискуссии о том, как следует реагировать на ситуацию. Наконец, президент Польши Анджей Дуда вводит чрезвычайное положение в приграничных воеводствах, а премьер-министр Матеуш Моравецкий и министр национальной обороны Мариуш Блащак едут непосредственно на границу, чтобы изучить обстановку на месте.

© AFP 2022/ HANDOUT
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и глава Минобороны Польши Мариуш Блащак на границе с Белоруссией, 9 ноября 2021

За последнее время появилось значительное количество публикаций относительно политической составляющей вопроса. При этом мало говорится о том, как происходящее воспринимают в польском обществе.

Отношение поляков к лицам, ищущим убежища, в последние годы не отличалось излишней теплотой. Такие данные следуют из доклада Центра исследования общественного мнения (CBOS) от 2018 года, где говорится, что 60% жителей Польши выступает против того, чтобы их страна принимала беженцев, 29% готовы принять, но с условием возвращения прибывших лиц в страну происхождения, и только 5% процентов готовы предоставить им свободу передвижения и право поселиться навсегда.

23 сентября 2021 года этот же центр публиковал доклад, в котором непосредственно был задан вопрос, как поляки относятся к миграционному кризису на границе с Белоруссией. Из его данных следует, что польское общество стало более терпимо относиться к беженцам и более настроено на помощь.

Число негативно настроенных к приему беженцев сократилось до 48% по сравнению с 2018 годом, а число готовых принять до возвращения в страну происхождения и готовых позволить свободно жить в Польше выросло до 33% и 9% соответственно. 

Еще один важный факт, который можно почерпнуть из анализа статистических материалов, – это описание противников и сторонников допуска иммигрантов в страну.

Польша, как и следовало ожидать, вписывается в общеевропейский тренд: против приема беженцев выступают сторонники правящей правоконсервативной партии "Право и справедливость" (ПиС): в первую очередь, жители сельской местности, лица в возрасте от 55 до 64 лет, люди со средним или профессиональным образованием, а также те, чей доход составляет менее 1,5 тыс. злотых.

За прием беженцев выступают сторонники "Левой партии" и объединения центристских партий "Гражданская коалиция" – как правило, это люди левых взглядов, жители крупных городов, лица с высшим образованием, а также те, чем доход составляет 3 тыс. злотых и выше.

Для польского общества вообще характерно разделение иммигрантов на более предпочтительных и менее желательных. Известно, что поляки скорее хотели бы, чтобы к ним переезжали жители более богатых, чем их страна, государств – в первую очередь речь идет, конечно же, о гражданах ЕС.

Также польское общество более позитивно настроено к жителям юго-востока Украины в силу культурной близости последних и экономических выгод от подобного переселения (увеличение числа рабочей силы). Одновременно существует более негативное отношение к бедным странам и жителям государств Ближнего Востока из-за значительной культурной разницы, а также уровня жизни.

"Я думаю, я выражу всеобщее мнение всех собравшихся в этой Палате, сказав слова благодарности и поддержки всем пограничникам и военнослужащим Войска Польского, которые защищают нашу границу", – заявила во вторник, 9 ноября, на чрезвычайном заседании маршал Сейма Эльжбета Витек.

После этих слов все депутаты аплодировали ей стоя. Это может быть доказательством того факта, что польские политики вне зависимости от партийной принадлежности не намерены идти на допуск мигрантов в страну, а собираются всячески бороться с попытками незаконного пересечения границы.

Стоит обратить внимание и на выступление Моравецкого, отметившего, что Польша должна "бороться" с действиями президента Белоруссии Александра Лукашенко, который, по мнению польского премьера, якобы является исполнителем воли "настоящего хозяина положения" – российского лидера Владимира Путина.

"У России есть сценарий восстановления Российской империи, чему мы, поляки, должны со всей силой противостоять", – сказал Моравецкий.

Оппозиция также не испытывает недостатка в идеях: лидер главной оппозиционной партии "Гражданская платформа" Дональд Туск заявил, что сейчас – именно тот момент, когда правительство должно сотрудничать с оппозицией. Он считает, что самое время начать консультации в рамках НАТО в соответствии с 4 статьей Вашингтонского договора, которая гласит, что стороны всегда будут консультироваться друг с другом в случае, если, по мнению какой-либо из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность какой-либо из Договаривающихся сторон окажутся под угрозой. На фоне информации, что Россия и Белоруссия объявили о новом этапе интеграции, подобные заявления звучат особенно интересно.

Можно по-разному относиться к статистическим данным, памятуя крылатую фразу о трех видах лжи ("маленькая ложь, наглая ложь и статистика"), однако жизнь показывает, что польское общество действительно не готово открыть границу для беженцев, что хорошо понимают и политики страны.

Вероятно, они попробуют объединить народ на фоне миграционного кризиса и противопоставления "демократической" Польши "диктаторским" режимам Белоруссии и России.

Самое опасное в сложившейся ситуации – это вариант вовлечения НАТО в конфликт, что может привести к самым непредсказуемым последствиям.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.