"Мама – анархия". Бунт Греты Тунберг может оказаться пострашнее экологической катастрофы

© AFP 2022/ MIGUEL MEDINA

В Евросоюзе зреет молодежный бунт, возглавляемый шведской экоактивисткой Гретой Тунберг. Звучат лозунги о защите климата и возмущения бездействием "так называемых лидеров".

Что ни говори, а слушать шведскую экоактивистку Грету Тунберг – одно удовольствие:

"Восстановим лучше, чем было" – бла-бла-бла. "Зеленая экономика" – бла-бла-бла. "Нетто-нулевая эмиссия к 2050 году" – бла-бла-бла. Это все, что мы слышим от наших так называемых лидеров. Слова, которые звучат здорово, но пока не привели к действиям. Наши надежды и амбиции тонут в их пустых обещаниях".

Прославившаяся высказываниями против "взрослых", погубивших природу планеты, шведская девушка возвращается на европейскую политическую арену, в издевательском тоне цитируя названия ключевых экологических программ Евросоюза.

Правительство Италии организовало мероприятие, на которое спонсоры события собрали четыре сотни молодых и, по выражению Греты Тумберг, "тщательно отобранных" активистов природоохранных организаций в преддверии климатического саммита COP26, который состоится в конце октября в Глазго.

Надо думать, что провести такую встречу без самой знаменитой шведской девочки не представлялось возможным, а ее участие обещало не только повышенный интерес со стороны средств массовой информации, но и неожиданные повороты в предполагаемой интеллигентной, "конструктивной" дискуссии. Радостные предвкушения прессы и тревожные ожидания организаторов Грета не обманула.

"Мировые лидеры приглашают на подобные встречи тщательно отобранных молодых людей, чтобы сделать вид, что они нас слушают. Но они нас явно не слушают. Выбросы по-прежнему растут. Наука не лжет", - говорила с трибуны Тумберг.

На фоне скучных, наполненных штампами речей европейских политиков эмоциональные высказывания шведской девочки, лидера молодежного экологического движения звучат после почти годичного перерыва свежо и привлекательно.

На открытии организованной на средства правительства Италии конференции Youth4Climate в Милане Грета вновь резко критиковала "взрослых", "так называемых лидеров" и говорила о возобновлении глобальных "пятничных" акций протестов молодежи, свернутых на время пандемии.

© AFP 2022/ MIGUEL MEDINA
Шведская экоактивистка Грета Тунберг на конференции Youth4Climate в Милане, 28 сентября 2021

Скептики задаются вопросом: кому потребовалось вновь вывести Тумберг на авансцену европейской политики и к чему это может привести? И сами себе отвечают – напоминая о кризисе "зеленой идеи" в Евросоюзе, о разочаровании европейцев в дорогостоящих природоохранных программах Брюсселя. Предполагается, что отчаянная шведская девочка и ее горячие сторонники призваны пробить стену сомнений и обеспечить продвижение брюссельской "Зеленой сделки".

"Так называемые лидеры" и пустые обещания

Может оказаться, что "рука Брюсселя" скептикам лишь мерещится. Тумберг не производит впечатление послушной девочки и прикладного инструмента воздействия на нерешительные умы. А заодно и пугала для национальных правительств.

>>>Шведские девочки – оружие сокрушительной политической силы

Чуть менее года назад Брюссель уже пытался использовать пробивную риторику Греты в борьбе с консервативными аграриями в Европарламенте. Вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс "натравил" шведского подростка на противников "озеленения" программ финансирования сельского хозяйства и, надо думать, жестоко пожалел об этом, так как и сам был почти что обозван "слабаком", не способным предложить и отстоять "решительные меры принуждения" фермеров беречь природу.

Как интервью совместные давать – так, вроде, все нормально, прилично и "конструктивно". Но как только Грета оказывается у микрофона перед аудиторией большого зала, благожелательного к эпатажным ораторам, – так все выходит из-под контроля.

Еще в истории с аграриями было ясно, что часть молодежного климатического движения не поддается контролю Евросоюза, что оно вышло далеко за рамки, в которых, по идее, должно было бы "работать" во благо низвержения углеводородной экономики и борьбы с потеплением климата.

Движение раскинулось на все континенты и вылилось в массовые протесты, свернутые, вероятно, не столько даже из-за пандемии, сколько из опасений, что они перерастут в нечто большее и более опасное.

Уже тогда было очевидно, что одна шведская девочка способна вывести на улицы городов по всему миру сотни тысяч молодых людей, лишь поначалу довольствующихся природоохранными лозунгами и плакатами с призывами принять какие-нибудь срочные меры против загрязнения окружающей среды. Как говорила одна известная историческая личность: главное – ввязаться в серьезный бой, а там видно будет.

Цитируют Грету сейчас далеко не все солидные европейские издания, чутко реагирующие на изменение ветров в политике и настроениях правительств. Шведская девочка поначалу смотрелась как "острие копья", с грохотом бьющее в могучие щиты традиционной углеводородной экономики, как предвестник "зеленой" революции.

Но ее движение довольно быстро стало вполне самостоятельной силой – во всяком случае, очень похожим на независимое и самодостаточное. Оно без зазрения совести пользуется финансовой поддержкой правительств и фондов, но при этом не чувствует себя чем-либо обязанным своим спонсорам.

Их посыл незатейлив, как мысли подростка пубертатного возраста. Дескать, они, "взрослые", виновны перед нами, молодежью. Они лгут. И они нам очень сильно задолжали. Это не мы им, а они нам обязаны, так как, выражаясь словами Греты, оставляют нам в наследство "изгаженную" планету на грани экологической катастрофы.

Активисты опаснее катастрофы

Неконтролируемое и – при более пристальном рассмотрении и просчете возможных мутаций – опасное, "харизматическое" движение. Изначально очень мало кто верил в шведских девочек, их самостоятельность, жесткость, независимость и готовность идти... А куда, кстати, идти? К бунтам и революциям?

Протагонисты "мы" и антагонисты "они" в идеологии Тунберг уже обозначены: истинные праведники и борцы – против пустозвонов и лицемеров, никаких решений на самом деле принимать не желающих. "Они", "так называемые лидеры" нас не слушают, топят нас в пустых обещаниях", – ударная идея выступления Греты, встреченная бурными овациями одной части зала и молчанием другой. Надо думать, той самой, "тщательно отобранной", по словам героини события в Милане, чиновниками, то есть "ими", для участия в правильно ориентированном и "конструктивном" собрании активистов.

"Хозяин" встречи в Милане – министр комплексных экологических преобразований Италии Роберто Чинголани – в ответ на выступление Тумберг выразил надежду, что "помимо протестов, которые чрезвычайно полезны", молодые активисты "также помогут нам найти новые дальновидные решения. Этого мы и ждем от вас".

© AP Photo/ Luca Bruno
Министр комплексных экологических преобразований Италии Роберто Чинголани и шведская экоактивистка Грета Тунберг на конференции Youth4Climate, 28 сентября 2021

Министр как бы прав в своих чаяниях, толерантен и явно желал избежать обострения диалога. И обошелся без напоминания о том, за чей, собственно, счет собрались представители молодежных движений в Италии. И в то же время, вполне в духе "бла-бла-бла", как выразилась Тумберг.

Она, пожалуй, в этом случае права, поскольку никаких "новых дальновидных решений" молодые активисты предложить не могут как по причине незнания таковых, так и ввиду сомнительности существования этих самых решений. Они, эти движения, вообще-то не для ради изобретения "панацеи" для спасения климата возникли и существуют, – а как ударная сила. Не созидающая, а разрушающая.

Министр Чинголани, кстати, известен своим высказываниями в адрес решительно настроенных защитников природы. "Идеологические активисты хуже климатической катастрофы, к которой мы приближаемся", "экологический переход может обернуться кровопролитием", – говорил не так давно обеспокоенный напором деятелей природоохранных организаций итальянский политик. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.