В городе Колобжег на балтийском побережье Польши состоялась конференция бывших сотрудников органов госбезопасности времен Польской Народной Республики.
Ее участники заняли однозначную позицию по поводу радикального снижения пенсий для этой группы силовиков из-за закона, принятого в 2016 году парламентским большинством партии "Право и справедливость". Как выяснилось, это решение имело трагические последствия.
Официально известно, что 58 пенсионеров, узнав о значительном сокращении пенсии, покончили с собой. Но кто-то, узнав печальные для них новости, не смог просто это пережить и скончался от тяжелых недугов.
После смены политического режима в 1989 году, новое руководство МВД, которое возглавляли ярые антикоммунисты и бывшие оппозиционеры, предоставили сотрудникам Службы безопасности возможность продолжить службу в новых органах – спецслужбах, полиции, пограничной службе и других структурах.
Если они проходили тщательную "проверку" на лояльность новому курсу, они могли пройти дальше по карьерной лестнице. Но очевидно, что не всем "повезло".
Еще во время правительства либеральной Гражданской платформы в 2009 году был принят закон, лишающий бывших сотрудников спецслужб некоторых пособий.
Последним шагом в борьбе с коммунистическим прошлым Польши стало принятие закона 2016 года. В итоге пенсионерам оставили ежемесячно сумму 1700 злотых (около 400 евро), что ниже установленного социального минимума. Как отметила Эва Мацек из Федерации силовых структур, по сути это означает постепенною эвтаназию данной группы пенсионеров.
Генерал Анджей Капковский, бывший сотрудник Контрразведки МВД Польской народной республики (в свое время ответственный за противодействие деятельности ЦРУ на территории страны), потом возглавляющий Бюро охраны государства подчеркнул, что дело не только в том, что все это унизительно для офицеров и сотрудников пенсионного возраста. "Это позор для нашего государства", – считает он.
Генерал считает, что на протяжении многих лет политические элиты Польши проводили операцию дегуманизации бывших сотрудников спецслужб. Безусловно, он прав.
Но этот процесс является лишь частью намного более масштабной кампании переформатирования общественного мнения поляков. Ее задача: вычеркнуть из новейшей истории страны период с 1944 по 1989 год, который государственная пропаганда представляет как времена "мрачного тоталитаризма" и "советской оккупации".
Если наверху не признают тогдашней польской государственности, тогда тем более там не могут признать службу в органах безопасности, сотрудников которой считают преступниками и авторами репрессий. Именно их постоянно обвиняют во всех ужасах, совершенных прежним режимом.
Более того, правящая партия утверждает, что все поражения и патологии 1990-х в Польше – результат деятельности бывших сотрудников госбезопасности. Оппозицию они считают представителями вражеских лобби, в которых состоят также бывшие офицеры СБ.
На конференции в Колобжеге докладчики подчеркивал, что все начинается с фальсификации истории. Были упомянуты акции сноса памятников, которые нынешняя власть считала политически неправильными, пропагандирующими коммунизм или тоталитаризм.
В конечном итоге вся эта операция имеет и совершенно текущую, политическую цель: создание вражды в отношении к современной России.
Похожая стратегия используется и в других странах Восточной Европы – Латвии, Украине, Литве и Эстонии. Фальсификация истории, поиск "козлов отпущения", гонения определенных социальных групп, вычеркивание из публичного пространства всех тех, кто не согласен с политическим курсом руководства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.