Европейский "тормоз". Как ЕС провалил тест на Шенген

© Sputnik/ Алексей Витвицкий

Политолог объяснил, почему Европейскому союзу не удалось справиться с нелегальным наплывом мигрантов.

Европейские власти провалили идею Шенгенской зоны из-за заторможенной реакции на пандемию и незаконную миграцию, считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

"Эксперимент с Шенгенской зоной высвечивает некомпетентность и неготовность к быстрому реагированию  на изменение ситуации. В Европе был некий период эйфории, связанный с Шенгеном. Для Еврокомиссии характерно, что там не рассчитывают так называемые мобилизационные варианты, то есть те меры, которые должны вводиться в случае кризисных ситуаций. Для ЕС похоже такого понятия как кризисная ситуация вообще не существует", – заявил Оленченко порталу Baltnews.

Ранее председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен предложила реформировать миграционную политику в Шенгенской зоне. По словам главы Еврокомиссии, Брюсселю стоит выработать быструю реакцию на поток беженцев.

Эксперт отметил, что полумеры Евросоюза не принесли ожидаемого результата. Сейчас в странах организации практически отсутствует пограничный контроль, и перемещаться можно свободно.

"Европейский союз вводил такие паллиативы, как патрулирование. Единственная полумера – мобильные группы, которые перемещаются вдоль границы и по своему усмотрению останавливают подозрительных лиц. Но проблему нужно рассматривать комплексно и просчитывать различные варианты – оптимистичный, консервативный и пессимистичный. Вот пока этого нет", – резюмировал Оленченко.

В Европе все чаще звучат призывы изменить миграционную политику организации. С таким предложением выступил и президент Литвы Гитанас Науседа.

При этом в ЕС запрещают выселять беженцев. 8 сентября Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) применил временные меры защиты по делу пяти граждан Афганистана против Литвы, временно не разрешив их высылать из страны. Граждане Афганистана просят ЕСПЧ остановить их переселение в Белоруссию и решением Страсбургского суда Литве до 29 сентября указано, что они не могут быть выселены из Литвы, на территории которой уже находятся.