Последнее китайское. Чем реально грозит Литве спор с Китаем

© AFP 2020 / Ed Jones

На фоне ухудшения китайско-литовских отношений ряд западных экспертов пришли к выводу, что Литве не стоит опасаться серьезных последствий недовольства Пекина.

Планы по открытию литовского торгового представительства в Тайбэе и по открытию тайваньского представительства в Вильнюсе усилили разногласия между Литвой и КНР, но ряд западных экспертов полагают, что, несмотря на грозные заявления Пекина, Литве не стоит опасаться серьезной реакции со стороны КНР, так как в сложившейся ситуации Китай находится в менее выгодной позиции, сообщает Emerging Europe.

Несмотря на то, что официально КНР не вводила санкций против Вильнюса, Государственная продовольственная и ветеринарная служба Литвы сообщила, что санитарная служба КНР приостановила процесс сертификации ряда литовской продукции, из-за чего она не может попасть на китайский рынок.

"[Власти Китая] остановили процессы сертификации. Анкеты не заполняются из-за отсутствия проверок с их стороны, и все остановилось. Мы не получали с их стороны никаких указаний на то, что одобрение продуктов может быть остановлено. Они просто ничего не делают. Я не могу комментировать, почему", – сообщил представитель литовской стороны.

Впрочем, ряд экспертов считают, что, несмотря на грозность заявлении Пекина, Литве не стоит опасаться действительно серьезных последствий для своей экономики. Например, Дэвид Скотт из Центра международной морской безопасности (CIMSEC), который также много писал о Китае, скептически относится к тому, что Литва столкнется с какими-либо значительными долгосрочными последствиями.

"Я не думаю, что завуалированная угроза Китая прекратить торговлю с Литвой заслуживает особого доверия", – сказал Скотт в интервью Emerging Europe.

"У Китая большое положительное сальдо торгового баланса с Литвой. В 2020 году экспорт Литвы в Китай составил около 357,76 млн долларов США; в то время как экспорт Китая в Литву составил около 1,34 млрд долларов США. Другими словами, в настоящее время Китай получает выгоду от торговли с Литвой, а Литва – нет", – считает Дэвид Скотт.

Другой эксперт, Вэй-чин Ли, профессор восточноазиатских международных отношений в Университете Уэйк Форест в США, солидарен с мнением о том, что Литва вряд ли финансово пострадает от китайских экономических ограничений. Кроме того, Ли уверен, что "агрессивные угрозы" Пекина скорее нанесут ущерб международному имиджу Китая, чем заставят Вильнюс вести себя иначе.

"В то время как государственные СМИ Китая утверждали, что Литва должна заплатить цену за открытое разыгрывание "тайваньской карты", Литва, похоже, полна решимости продолжать свою нынешнюю политику", – заявил Ли и добавил, что Китай должен удостовериться в том, что его экономические санкции могут повлиять на дипломатию Литвы.

Подытоживая, Вэй-чин Ли заявил, что стремления Китая давить на те страны, которые, по его мнению, выступают против Пекина, скорее вредны для самой Поднебесной, чем для стран, которые КНР пытается наказать. Такими действиями Китай отпугивает от себя потенциальных или действующих экономических партнеров, так как они видят, что Китай готов использовать экономическое давления на другие страны.

"Экономическое возмездие Китая может привести к дипломатическим неприятностям в регионе Центральной и Восточной Европы и запятнать глобальный имидж Китая", – подытожил Ли.

Напомним, что, несмотря на то, что представительства Тайваня давно открыты во многих других странах, Пекин выступает против использования названия "Тайвань", рассматривая его как фактическое признание независимости острова от Китая. Еще больше раздражает Китай то, что развитие литовско-тайваньских отношений последовало за принятым ранее в этом году решением Литвы выйти из формата Пекина "17+1", направленного на содействие торговле и инвестициям с Центральной и Восточной Европой.