Евросоюз собирается ввести цифровой налог в 2023 году

© Sputnik/ Kirill Kallinikov

Брюссель твердо намерен пополнить казну за счет цифрового налога на американские интернет-корпорации.

Брюссель будет готов представить правительствам стран альянса проект введения налога на международный интернет-бизнес в июне этого года и надеется, что директива о таком налоге вступит в силу в 2023 году. Тем временем документ аналогичного назначения, но глобального масштаба, уже несколько лет разрабатывается в Организации экономического сотрудничества и развития.

Но проект международного соглашения о цифровом налогообложении пока блокируется усилиями США.

Заявляя о намерении завершить к лету разработку положения об общеевропейском цифровом налоге на крупнейшие иностранные, то есть прежде всего американские интернет-корпорации, Брюссель дает понять Вашингтону, что ни в коем случае не откажется от намерения начать взимать деньги с виртуальных предприятий, получающих доходы в Европе.

Комиссар Евросоюза по делам конкуренции Маргрет Вестагер говорила 23 марта, во время онлайн-встречи с депутатами из подкомитета Европарламента по вопросам налогообложения, что Еврокомиссия надеется ввести налог уже в 2023 году.

Битва за деньги чрезвычайно "разжиревших" американских интернет-корпораций, для краткости именуемых в Европе GAFA (Google, который на самом деле Аlphabet, Apple, Facebook и Amazon), продолжается не первый год.

Цифровой налог на интернет-бизнес, зачастую никак физически, то есть в виде зарегистрированного юридического лица, не представленный в странах Евросоюза, обсуждался в альянсе много раз, было предпринято несколько попыток подготовить введение налога для предприятий, получающих многомиллиардные доходы от рекламы и оказания услуг европейцам.

Брюссель с полным на то основанием считает несправедливым с точки зрения честной конкуренции такое положение, при котором европейские онлайн-сервисы налоги платят, а американские или китайские – нет.

Налог хотелось бы иметь в масштабе планеты

Однако все попытки договориться об учреждении цифрового налога в масштабах Евросоюза до сих пор проваливались из-за отказа ряда государств поддержать эту идею. Причины выдвигались разные, включая опасение относительно непреодолимой сложности расчетов, но все же основной считалось нежелание обострять отношения с США. Которые действительно довольно болезненно реагировали на намерение европейцев отобрать часть доходов у американских интернет-корпораций.

Женщины-главы правительств встали на защиту "цифрового суверенитета" Евросоюза >>>

По закону сохранения денег, платежные средства не возникают из ничего и в пустоте не исчезают (многие могли бы оспорить такую формулировку на своем личном примере, но речь идет о налогах и об огромных массах денег, а не о случаях мошенничества или играх с ценными бумагами), а потому те миллиарды, что мог бы получить в виде налога Евросоюз, кто-то другой где-то недополучит.

И этот другой – государственный бюджет США. Которому такой поворот с сокращением налоговых поступлений, естественно, кажется возмутительным и крайне неприятным. Так, администрация президента Дональда Трампа не замедлила пригрозить Франции торговыми санкциями, когда та заявила о введении цифрового налога.

© РИА Новости
Президент Франции Эммануэль Макрон (слева) и президент США Дональд Трамп в Елисейском дворце в Париже

И потому страны Евросоюза при поддержке государств группы G20 перепоручили задачу подготовки проекта положения о цифровом налоге, но уже в общепланетарном масштабе, Организации экономического сотрудничества и развития. США, как известно, также состоят в G20 и в ОЭСР, но против воли остальных государств группы не пошли, решив, вероятно, "замордовать" проект поправками в процессе его разработки.

И довольно успешно справлялись до недавнего времени с этой задачей, что и побудило Брюссель вновь вплотную взяться за собственный вариант проекта введения налога на доходы крупных виртуальных предприятий.

Возможно, США уступят требованиям ЕС

Суровый комиссар Маргрет Вестагер, известная своим жестким подходом к решению проблем нечестной конкуренции и корпоративных сговоров, говорила депутатам Европарламента из подкомитета по налогам, что вариант, подготовленный в ОЭСР, был бы более предпочтителен, поскольку гарантировал бы равное отношение к интернет-корпорациям в масштабах всей планеты. И в этой связи, как заявила комиссар, "мы оптимистично настроены в отношении политики новой администрации США и ожидаем, что она действительно готова к разрешению проблемы налогообложения цифровых корпораций".

Во всяком случае, говорила Вестагер, США уже при президенте Байдене отозвали свои поправки к проекту ОЭСР, включая и требование ввести в документ положение о "безопасной гавани". Этот довольно широко практикуемый в американском законодательстве, в том числе и в налоговом, принцип применительно к общемировому положению о налоге фактически дал бы американским онлайн-корпорациям право самим решать, делиться им доходами, скажем, в странах Балтии или же воздержаться.

Надо ли говорить, что Евросоюз выступал категорически против каких бы то ни было "гаваней" для интернет-бизнеса. Отказ Вашингтона от такого рода поправок означает, что подготовка общемирового закона в ОЭСР вышла из тупика.

Комиссар Вестагер сочла также обнадеживающим тот факт, что президент Джо Байден вскоре после того, как занял место в Белом доме, распорядился заморозить процесс введения торговых санкций для Франции, которая, как уже упоминалось, учредила наряду с несколькими другими государствами альянса национальный цифровой налог.

© REUTERS / BRENDAN MCDERMID
Избранный президент США Джо Байден

Вашингтон полностью от идеи санкций вроде бы не отказался, но решил провести новую оценку возможного "ущерба национальной безопасности" от действий Парижа.

Евросоюзу нужны деньги и фискальный контроль

Тем не менее, как отметила Вестагер, несмотря на обнадеживающие сигналы из-за океана, отказываться от разработки собственного положения о цифровом налоге Евросоюз на всякий случай не станет. А если и когда ОЭСР завершит свой проект положения, Брюссель его примет взамен европейского. Конечно, если он окажется не менее прибыльным для бюджета альянса.

Комиссар говорила также о том, что Брюсселю еще придется поработать над убеждением всех стран альянса проголосовать за законопроект, и эта задача может оказаться очень непростой. Налоговые решения должны приниматься лишь единогласно. Но в самом крайнем случае, поговаривают в Еврокомиссии, Брюссель может пойти на применение ряда статей соглашения о ЕС, которые позволяют обойтись и согласием квалифицированного большинства.

Зловещие перемены Евросоюза "к лучшему": что угрожает Прибалтике >>>

Демонстрируемая твердость Брюсселя в вопросе о неизбежном и неотвратимом введении цифрового налога, вероятнее всего, не просто прием оказания давления на Вашингтон. Евросоюз пойдет до конца.

Во-первых, ему очень нужны деньги, а поступления налога на интернет-корпорации, оцениваемые в размере миллиардов евро, уже де-факто учтены на будущее как доход от использования "собственных ресурсов". По словам комиссара Вестагер, цифровые корпорации во время коронавирусного кризиса повысили свои доходы и увеличили рыночные доли, а по выходу из него станут одними из тех немногочисленных секторов экономики, что многое выиграли от пандемии.

Ранее Брюссель полагал правильным облагать налогом в 3% обороты компаний с годовым глобальным доходом в размере не менее 750 миллионов евро, из которых не менее 50 миллионов они зарабатывают в странах Евросоюза. Цифры нового проекта положения о цифровом налоге пока неясны.

А во-вторых, могущество американских онлайн-предприятий и социальных сетей, их влияние на умы и настроения населения пугают европейские правительства, которым хотелось бы иметь инструмент воздействия на виртуальные корпорации, уже оцениваемые многими как новые игроки международной арены.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.