Польша хочет расширить свое влияние на Белоруссию и для реализации этой цели пытается исказить исторические факты, считает исполнительный секретарь Российско-белорусской ассоциации историков "Союзная инициатива памяти и согласия" Дмитрий Суржик.
"То, что в Варшаве воспринимается как "проклятые солдаты" и символ возвращения к сильной Польше, то для Белоруссии совершенно неприемлемая картина мира. Это попытка проникнуть в белорусский исторический нарратив и память. Борьба за прошлое – это борьба за настоящее и реализацию проекта "Междуморье", которую проводил [первый глава возрожденного Польского государства] Юзеф Пилсудский. Эта борьба подразумевает утрату белорусского суверенитета в пользу Варшавы, что, естественно, неприемлемо для Минска. То есть Варшава пытается всячески втянуть Белоруссию в свою орбиту", – рассказал Суржик порталу Baltnews.
Ранее МИД Белоруссии потребовал от польского консула Ежи Тимофеюка покинуть территорию республики из-за его участия в так называемом дне "проклятых солдат", мероприятии, посвященном героизации нацизма. На это МИД Польши пообещал "оперативный и адекватный" ответ.
Суржик рассказал, что ранее польские дипломаты пытались поставить памятные пограничные столбы вдоль старой советско-польской границы, а также установить доски польским "аковцам", которые занимались этническими чистками на территории Белоруссии.
По словам историка, Варшава уже более чем на протяжении полутора десятилетий, с тех пор как к власти пришли правоконсервативные силы – "Право и справедливость", проводит курс на "топтание по старым мозолям", то есть вспоминает все свои старые обиды и выставляет претензии России и Белоруссии.
"Если до прихода "Права и справедливости" можно было говорить в Польше о двух силах – просоветски ориентированной Гвардии Людова и националистически ориентированной Армии Крайова, то после 2004 года постепенно идет наступление государства на историческую память, с тем чтобы вообще вычеркнуть просоветские силы из исторического нарратива и представить Польшу сплошным очагом антифашистского сопротивления, чего, конечно же, не было", – подчеркнул эксперт.
"Мы все знаем о случаях коллаборационизма, самый яркий пример – Варшавское восстание 1943 года, которое совершенно вычеркнуто нынешним институтом национальной памяти Польши из истории страны. Тогда восстало польское гетто, и в подавлении выступлений участвовали силы Армии Крайовы", – резюмировал Суржик.