Позиция стран Балтии
Министры иностранных дел Литвы, Латвии и Эстонии распространили совместное заявление о политической ситуации в Грузии, которую иначе как очередным вмешательством во внутренние дела суверенного государства не назовешь.
"Мы, министры иностранных дел Эстонии, Латвии и Литвы, выражаем серьезную обеспокоенность в связи с политической ситуацией в Грузии и призываем политические силы действовать сдержанно, разрядить ситуацию и искать конструктивный выход в интересах Грузии и всех ее граждан.
Мы подчеркиваем критическую важность верховенства закона и политического диалога для разрешения этого текущего кризиса. Мы обеспокоены задержанием лидера оппозиционной партии "Единое национальное движение" (ЕНД) Ники Мелии. Эти риски подрывают возможность диалога между правящей партией и оппозицией", – говорится в заявлении.
Вот уже который месяц все мировое сообщество наблюдает за внутриполитическим хаосом, который происходит в Грузии. Как известно, оппозиционные партии, потерпевшие поражение на парламентских выборах в Грузии в октябре 2020 года, отказались от депутатских мандатов, требуя проведения досрочных выборов в стране.
На протяжении нескольких месяцев Грузию регулярно посещают высокопоставленные политиканы из стран ЕС, которые осуществляют переговоры между властью и оппозицией, уговаривая вторых забыть все обиды, вернуться в здание парламента и занять депутатские кресла.
Парадокс ситуации заключается в том, что "балтийские тигры" попытались выступить в роли "голубя мира", взвалив на себя ношу "добродетелей" для дружественной им Грузии не сразу, а с опозданием аж на четыре месяца. Так где же вы были до этого, господа?
"Мы верим, что будущее Грузии – свободное, независимое и демократическое государство. Мы поддерживаем выбор граждан Грузии, связать будущее их страны с демократическим трансатлантическим обществом и стремиться к интеграции в ЕС и НАТО. Мы подчеркиваем важность политической стабильности, чтобы вы достигли этих амбициозных внешнеполитических целей", – говорится в заявлении глав внешнеполитических ведомств стран Балтии.
Вот здесь становится ясно, что министры иностранных дел стран Балтии просто лукавят. Граждане Грузии уже сделали свой выбор в октябре 2020 года, в результате которого правящая партия "Грузинская мечта" одержала победу, набрав 48,22% голосов, а оппозиционное Единое национальное движение – 27,18%.
Так о каком дополнительном выборе идет речь? Является ли это сообщение своеобразным сигналом для грузинской оппозиции и директивой о продолжении внутриполитического хаоса в стране? Что касается фасадных заявлений о вступлении Грузии в ЕС и НАТО, то ясно лишь одно – Грузия вот уже 20 лет стремится в Североатлантический альянс и ЕС, осуществляет на ее пути все реформы, строго выполняет рекомендации евросоюзных чиновников, но по мере приближения к военному блоку он каким-то таинственным образом всегда куда-то отдаляется.
В унисон с главами МИД выступил и президент Литвы Гитанас Науседа, призвав все политические партии объединиться в интересах Грузии.
"Я поддерживаю миссию президента Европейского совета в Грузии. Пришло время для посредничества. Насильственная политическая конфронтация должна уступить путь диалогу, все политические партии должны объединиться в интересах Грузии!" – пишет Гитанас Науседа в Twitter.
С каких это пор президента Литвы начали беспокоить интересы Грузии? Почему бы господину Науседе не признать, что выборы в Грузии прошли прозрачно, и призвать оппозицию к прекращению попыток дестабилизации ситуации в стране?
Мнение эксперта
О том, к чему может привести подобная интенсивность прибалтийских политиков, и повлияют ли они на отношения Тбилиси и Вильнюса, Baltnews спросил у бывшего главы администрации президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе, руководителя Института стратегии и управления Петре Мамрадзе.
– Г-н Мамрадзе, как вы оцениваете отношения между странами Балтии и Грузии?
– Еще во времена правления президента Грузии Звиада Гамсахурдии отношения между правительством Гамсахурдия и лидерами прибалтийских стран были особые. Они в лице Гамсахурдии видели пламенного борца. Основа была такая – мы вместе должны бороться до последней капли крови против СССР, против России, против ее "реваншистских" устремлений. После его свержения именно в страны Прибалтики и бежали многие сторонники Гамсахурдия и члены тогдашнего Верховного Совета.
И вот, когда к власти пришел Михаил Саакашвили, то тогда все эти контакты возобновились. Он тратил много времени и средств на приглашение, общение, установление частных контактов с лидерами стран Балтии.
Мне точно известно, что порою лидеры прибалтийских стран, встречаясь с Саакашвили, говорили ему, чтобы он продолжал борьбу с Россией, а они ему будут всячески в этом помогать. Потом уже в общении с российскими лидерами прибалтийские политики говорили о том, какой непредсказуемый экстремист-радикал Саакашвили, а мы такую двойную игру не ведем. Вот такая двойная игра.
– Что послужило причиной такого громкого заявления, которое прозвучало из уст главы комитета по иностранным делам Сейма Литвы Жигимантаса Павильониса?
– Будучи объективным, необходимо заметить, что правящая партия "Грузинская мечта" с приходом во власть с сухим счетом проиграла общение с Западом, в частности и с балтийскими странами на национальном уровне.
Мне известно, что перед приездом в Тбилиси член литовского сейма Жигимантас Павильонис в Стамбуле встречался с Саакашвили, где и получил соответствующую информацию о внутриполитической ситуации в Грузии. Потому мы и стали свидетелями такого заявления.
Проблема заключается в том, что "Грузинская мечта" за девять лет нахождения во власти никак не сумела объяснить многим на Западе, что оппозиционное "ЕНД" – это преступная группировка, совершившая немало кровавых преступлений. Достаточно отметить кровавую военно-политическую авантюру, которая стала катастрофой для Грузии в 2008 году.
– Ваши прогнозы относительно отношений между Тбилиси и Вильнюсом?
– Не думаю, что после данного инцидента отношения между Грузией, Литвой, Латвией и Эстонией испортятся, но сам факт вмешательства недопустим и неприемлем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.