В Литве не заметили очередной годовщины украинской "революции достоинства и свободы". На официальном уровне киевские события 2013 года никак не помянули.
Что касается уровня обыденного, даже самые ярые сторонники "братской любви между литовцами и украинцами", которые семь лет назад толпами протестовали у российской дипломатической миссии с плакатами "Руки прочь от Майдана!", поленились продемонстрировать украинские флаги в компании с литовским триколором.
При этом в 2016 году это событие отмечали куда веселее. В костелах служили мессы. В президентуре награждали патриотов, наиболее отличившихся при оказании помощи Украине. В парламенте шло торжественное заседание, на которое депутаты Сейма пригласили защитников литовской свободы, подписантов Акта независимости от 11 марта 1990 года, аккредитованных дипломатов.
Гвоздем программы была украинская официальная делегация, включавшая политиков, военных, реформаторов от бизнес-сообщества и участников боев в Донецке и Луганске.
Сколько красивых слов о близком безвизе, экономической помощи, о поставках оружия и клятвенных заверений в нерушимости дружбы сыпалось с трибун на уши обывателей.
Вечером начинался благотворительный концерт в пользу сражающегося против "оккупантов и сепаратистов" Киева. Собранные пожертвования организаторы обещали употребить на что-то дельное.
Например, на прицелы для снайперских винтовок, чтобы "смертельно точно уничтожать врагов Украины, Литвы и всего цивилизованного мира".
Увы, все в прошлом. За семь постреволюционных лет на Украине не случилось ничего светлого. Крым уплыл, а Будапешт на последних муниципальных выборах привел к власти в Закарпатье местных венгров. Внутриполитическое напряжение и борьба кланов достигла такого накала, что трещит "незалежная" по швам.
Символично, но именно в канун праздника перестал существовать Кременчугский автомобильный завод, когда-то выпускавший в сутки 120 тяжелых грузовиков, работавших во всех частях света.
С помощью советов из Литвы Украина стала политически нестабильной, воюющей страной с разваленной экономикой и самым высоким уровнем коррупции в Европе.
Мавр сделал свое дело
Сегодня официальному Вильнюсу дела до Киева нет. Впрочем, Киев тоже перестал улыбаться в ответ. Неслучайно сторонники "европеизации и НАТОизации" Украины из числа литовских мыслителей говорят: "Литва растеряла старых друзей, а новых не приобрела". Офису президента Владимира Зеленского не нужны недееспособные кураторы-эмиссары, поскольку пользы от них нет.
Отношения более-менее поддерживались до тех пор, пока окончательно не рухнули надежды Киева на разработанный экс-премьером Андрюсом Кубилюсом "Новый план Маршалла" с портфелем в 5 миллиардов евро. Кубилюс старался, да не выстарался.
Никому в Европейском союзе план по душе не пришелся, его тихо похоронили и уже два года как не вспоминают. Не до нищей Украины Европе сегодня.
После провала затеи Кубилюса отношения между Вильнюсом и Киевом охладели, формально сохраняются, но на деле контакты сведены к минимуму.
Здравствуйте, украинские грабли!
Литовцы нашли для своего демократического "лохотрона" новых участников по соседству. Даже в украинский праздник президент Гитанас Науседа дистанционно общался с "лидером свободной Белоруссии" Светланой Тихановской. Она только-только возвратилась из Риги, где требовала (ни много ни мало) от латышей усиления давления на "режим, угнетающий ее народ".
В Голландии, где девушка из Гродно тоже побывала, она потребовала признать ОМОН и Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД Белоруссии террористическими организациями.
Ультиматум уже выдвинут: сотрудники, которые не уволятся до окончания расследования, будут признаны соучастниками, получат санкции и арест имущества, на амнистию могут рассчитывать лишь те силовики, которые перейдут на сторону народа.
О количестве дрогнувших силовиков, поднявших лапки вверх и поторопившихся лечь под Тихановскую, белорусский лидер рассказать забыла. Но в телеотчетах о беседе со Светланой Георгиевной видно, как внимательно слушает этот бред Гитанас Науседа.
Разумеется, его дело, с кем общаться, но стоит ли главе серьезного европейского государства опускаться до разговоров с уличными сумасшедшими и обещать что-то в ответ?
Информационное агентство ELTA, подробнее других литовских СМИ освещавшее беседу, подчеркнуло: Науседа проинформировал собеседницу о новых санкциях Литвы, Латвии и Эстонии против чиновников белорусского режима. По его словам, в "черный" список включены фамилии министров информации и спорта в связи с признанием их "ответственными за блокировку интернета и террор спортивного сообщества".
"Мы работаем по двум направлениям – европейском и национальном. Мы видим, что ситуация в Белоруссии не меняется, режим рушит реальность, которая на самом деле не перспективна, и мы должны поддерживать давление", – ранее комментировал такое солидарное решение глава МИД Литвы Линас Линкявичюс.
Он напомнил, что в санкционный список уже включено более 150 белорусских чиновников, которым запрещен въезд в Литву, Латвию и Эстонию.
Глава государства присовокупил: ранее министры иностранных дел 27 стран ЕС договорились подготовить новый пакет санкций против белорусской власти и учреждений, чтобы "поддержать демократические права жителей страны".
На данный момент ЕС принял два пакета санкций в отношении Минска. В "черный список" включены 55 человек, включая Александра Лукашенко. Им запрещен въезд в ЕС, кроме того, будут заморожены их активы, если они есть в странах Евросоюза.
По словам Науседы, Литва открыто поддерживает белорусское гражданское общество, "воюющее за демократические ценности и права человека".
Показалось вдруг, он читает старый конспект Дали Грибаускайте, который та заготовила в свое время для общения с Петром Порошенко. Впечатление, будто украинские грабли разбросаны по всей Литве, и нельзя шагу сделать, не наступив на них.
Золотой телец манит
Президент Литвы – не наивный юнец. Маловероятно, что исключительно из соображений благотворительности он тянет лямку тупикового антилукашенковского проекта, нянькая Тихановскую. Рядовые литовцы интересуются: кто она вообще?
Возможно, когда-нибудь правда всплывет, и финансовые документы расскажут, насколько выгодно было оказывать помощь белорусской оппозиции и сколько денег по ее итогам этой работы оседало в вильнюсских карманах.
Можно ли серьезно воспринимать слова "белорусских лидеров" о том, что их "международная группа уже ведет работу по признанию Лукашенко и его пособников террористической организацией"? Что создан "Народный трибунал для фашистского режима"?
Использование таких слов, как "терроризм" и "фашизм", в данном контексте говорит только об абсолютной бестолковости людей, эти слова произносящих.
Если, по словам руководителя МИД Литвы, Минск "все больше отдаляется от стандартов демократии", то и окопавшаяся в Литве белорусская оппозиция к стандартам не приближается, брешет напропалую, стараясь сохранить имидж нужности в глазах невольных спонсоров.
Смысл такой политики – выставить обогретых Литвой беглецов в качестве авангарда борьбы "демократического Запада" с "авторитарным Востоком" и заручиться дополнительной поддержкой союзников.
Ставка сделана на влиятельных европейцев, которые не позволят литовцам просто так избавиться от обязанности подпитывать протестные настроения в Белоруссии. Рядовые литовцы начинают роптать под тяжестью неблагодарной ноши.
Один из парадоксов в том, что, по словам президента Науседы, в соседней стране на улицы выходят сотни тысяч протестующих. Но почему-то гуманитарный коридор Литва, не без его ведома, открыла не всем, а только 618 гражданам Белоруссии, которым по гуманитарным причинам разрешено прибыть в Литву.
Это калька с украинских событий, когда руководители Литвы приветствовали рвущихся на Майдан, а свои двери приоткрыла только для 200 украинцев.
Потому что поддерживает протесты Вильнюс на чужие деньги, а убежище нуждающимся предоставляет на свои. Мудрость же в том, что своя рубашка всегда ближе к телу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.