Полет политической фантазии: какой вывод извлекли в Литве из ситуации в Нагорном Карабахе

© Sputnik / Асатур Есаянц

Политические элиты Литвы оказались не готовы к такому сценарию окончания войны в Нагорном Карабахе, какой Баку и Еревану предложила Москва. Сегодня вильнюсские мыслители стремятся понять, что произошло и кто на Кавказе сильнее – Россия или Турция?

Кястутис Масюлис и Андрюс Кубилюс, два консерватора из партии "Союз Отечества", разродились в местной прессе огромными статьями, в которых каждый попробовал со своей точки зрения разложить на молекулы последствия прекращения войны между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе.

Общая беда литовской политической и политологической аналитики – ее поверхностность. У официального Вильнюса, в отличие, например, от Варшавы, никогда не было собственных интересов на Кавказе и в Закавказье, не считая попыток притянуть Баку к программе Восточного партнерства, а Ереван – к евроинтеграции и тесным отношениям с НАТО.

Когда нет собственного опыта, нужно полагаться на доктринальные документы. Однако Масюлис и Кубилюс пошли по легкому пути. Оба строят свои публикации на мнениях более авторитетных мировых экспертов, чем они сами. Получившийся продукт поэтому правильнее называть итогом работы в жанре "аналитика чужой аналитики".

Азербайджан и Армения проиграли Путину

На этом тезисе строит свой доклад депутат Сейма Кястутис Масюлис. Он совершенно не сомневается, что войной от ее начала до конца управляли из Кремля. "Азербайджан из Кремля получил разрешение начать военные действия с условием, что после завершения войны на его территории будет создана российская военная база".

Далее консерватор из пальца высасывает сенсацию: едва начались война, президент Путин предложил премьеру Армении капитуляцию. Откуда к Масюлису прилетела эта утка, трудно сказать, но удобно устроилась в его статье.

В чем действительно прав депутат Сейма, так это в оценках абсолютного безразличия со стороны стран Европы и США. Эта горячая точка оказалась им неважной.

"Единственный Эммануэль Макрон попробовал что-то сказать, но его слова походили на оправдания в глазах живущей во Франции многочисленной армянской общины", – пишет автор. В США и в странах Латинской Америки тоже немаленькие армянские диаспоры, но оттуда даже оправданий не прозвучало.

Не служившего в армии и поэтому очень воинственного Масюлиса возмущает, что "мир был подписан сразу, без предварительных мирных конференций, переговоров и уступок".

Впечатление такое, что более четырех тысяч погибших, не считая раненых и пропавших без вести, жизни страдающего мирного населения, включая детей, для консерватора, европейца и демократа мало что значат.

По логике Кястутиса, люди продолжали бы гибнуть, а в это же время чиновники в манишках, смокингах и белых перчатках проводили бесконечные мирные конференции.

Еще больше Кястутиса Масюлиса возмущает "нелогичная позиция Российской Федерации, гарантировавшей защиту Армении и показавшей, что не является настоящим союзником армян". Разве не этого хотела Литва – широко раскрыть объятия и тащить Ереван в Европейский союз и НАТО через программу Восточного партнерства. Кстати, именно о таком сценарии в Вильнюсе говорили президенты Литвы и Польши Гитанас Науседа и Анджей Дуда.

Президент Литвы Гитанас Науседа (справа) и президент Польши Анджей Дуда на встрече Вильнюсе, 17 ноября 2020

Кураторы Восточного партнерства из Вильнюса и Варшавы всегда надеялись, что Армения с бешеной скоростью двинется в сторону Запада, однако старт все время откладывался.

И нынче общество возлагает ответственность не на Россию, а на собственное руководство, которое во время войны повело себя не лучшим образом. Масюлис вновь разочаруется: Ереван в составе ЕС в ближайшие годы не появится.

Сильнее Турция или Россия?

У бывшего премьера Литвы, ныне депутата Европейского парламента Кубилюса, политический вес больше, чем у Масюлиса, поэтому Андрюс позволил себе посмотреть на "Карабахский узел" сквозь геополитическое пенсне.

Тезисно итоги войны выглядят в его интерпретации выглядят так: России – "кирдык", Анкара диктует Москве правила игры на всей территории бывшей Османской империи, бывший президент Азербайджана Гейдар Алиев – национальный герой, президент Украины Владимир Зеленский не случайно обратился за военной помощью к президенту Турции Реджепу Эрдогану – украинцы и турки вот-вот попрут россиян из Крыма, ЛНР и ДНР. А теперь подробнее.

Режет слух слово "азеры", которое Андрюс Кубилюс использует применительно к азербайджанцам. Баку стал не особо дружелюбным для официального Вильнюса после 1992 и 1994 годов, когда литовские политические элиты поддержали армян в войне против азербайджанцев.

Отношения натянулись еще сильнее после того, как президент Гейдар Алиев послал к черту Литву и Польшу с их навязчивой программой Восточного партнерства. Ответ Баку приблизительно звучал так: у нас есть нефть и газ, мы сами выбираем себе партнеров, нищие кураторы без надобности.

Такого оскорбления в Вильнюсе не забыли, поэтому в любых спорах выступали на стороне Еревана, как и в только что завершившейся войне в Нагорном Карабахе. Уже по этой причине появление в регионе российских миротворцев встало Кубилюсу поперек горла.

С другой стороны, он прав, когда упрекает президента и правительство Армении в 25-летнем отсутствии инвестиций в будущее захваченных в 1994 году земель.

Экс-премьер прав и в том, что европейцы не видели никаких миротворческих инициатив со стороны ОБСЕ, Минской переговорной группы и совершенно пассивного в этом вопросе Европейского союза.

"Каково дальнейшее будущее этого региона Южного Кавказа?" - задается вопросом брюссельский чиновник. Ответ у него тоже готов: "Он становится еще одним местом выяснения отношений между Россией и Турцией. Говорят, что Россия, получившая право на ввод миротворцев и пограничников как на территорию Азербайджана, так и на территорию Армении, стала победительницей этой войны, если взглянуть шире, напрашивается обратный вывод".

И не без гордости Андрюс Кубилюс его озвучивает: это конфликт, в котором России пришлось признать мощь Турции. Армяне, доверившиеся российским гарантиям безопасности и военным технологиям, были вынуждены признать технологическое превосходство Азербайджана, который опирается на помощь Турции и на турецкие и израильские технологии.

А вот и антироссийский апофеоз статьи Кубилюса: Россия доказала, что ее нельзя считать надежным партнером. Турки, хотя и доказали, что могут проучить Кремль, но ведут себя не очень мудро, поскольку разжигают огонь по соседству.

Евросоюз мог бы взять на себя решительное лидерство, предложив Армении и Азербайджану план и помощь для долгосрочного мира и быстрого развития, но до сих пор он только говорит о своей "стратегической автономии" и критикует администрацию США, когда той удается помирить Израиль с арабами или Сербию с Косово.

Почему Евросоюз боится взять на себя больше лидерства и ответственности за положение на Южном Кавказе или в других регионах Восточного партнерства? "У меня лишь один ответ – он боится Кремля и Владимира Путина", – резюмирует депутат Европейского парламента Андрюс Кубилюс.

Как и в случае в Масюлисом, папа-Кубилюс в свое время отмазал Андрюса от армии. Экс-премьер не знает, как разбирать-собирать автомат, поэтому можно простить дилетанту сравнения турецких дронов с российскими, например, "Калибрами".

Наконец, Анкара покупает в Москве ЗРК С-400, а не наоборот, как хотелось бы автору "аналитики". Хотя бы на этих основаниях рассуждения о военном превосходстве Турции в регионе выглядят смешно.

Отлуп дилетантам

Выступления двух консерваторов опубликованы на главном, но убогом литовском пропагандистском сетевом ресурсе Delfi. "Виленские фантазеры" так видят действительность и так зарабатывают на жизнь. Читатели в своих комментариях едины – какое издание, такие и эксперты.

Поэтому предлагаем дать слово человеку, который действительно глубоко компетентен в данном вопросе, –президенту Российской Федерации Владимиру Путину.

© Sputnik/ Алексей Никольский
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин

Президент дал интервью российским СМИ по наиболее актуальным вопросам урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, все приведенные ниже цитаты взяты из него:

"Самое главное, что удалось сделать, – это прекратить кровопролитие. Что очень важно, договорились о разблокировании всех транспортных коммуникаций, восстановлении экономических связей – это создает хорошую базу для нормализации отношений на длительную перспективу".

"Окончательный статус Карабаха не урегулирован. Что будет дальше – это предстоит решить в будущем будущим руководителям, будущим участникам этого процесса".

Ввод российских миротворцев в Карабах – "это очень важный вопрос, это очень чувствительный вопрос. Как раз с целью обеспечения безопасности людей и размещается российский миротворческий контингент".

"О роли Турции в конфликте хорошо известно, об этом прямо говорили неоднократно в Азербайджане, да и турецкая сторона этого никогда не скрывала, они поддерживали в одностороннем порядке Азербайджан… Азербайджан – это независимое суверенное государство, он вправе выбирать себе союзников так, как он считает нужным".

"Никто, даже Армения, не признала независимость Карабаха. Что это означает с точки зрения международного права? Что Азербайджан возвращал территории, которые он считал, но и все мировое сообщество считало азербайджанской территорией. И в этой связи он имел право выбрать любого союзника, кто оказывает ему в этом известную помощь… Можно какие угодно давать оценки действиям Турции, но трудно обвинить Турцию в нарушении международного права".

"Турция по просьбе Азербайджана будет принимать участие в контроле за соблюдением прекращения огня. [У России] есть очень хороший опыт взаимодействия [с Турцией] на Ближнем Востоке, в том числе в Сирии, где мы и в Идлибской зоне, и на границе между Сирией и Турцией вместе организуем совместное патрулирование, конвой.

"Здесь такого рода взаимодействие не требуется, но мы договорились о том, что мы создадим совместный центр, который будет использовать беспилотные летательные аппараты. Вместе будем контролировать ситуацию вдоль линии разграничения с помощью этих летательных аппаратов, вместе будем получать информацию и вместе ее анализировать и, соответственно, делать выводы из того, что происходит в действительности, в жизни в режиме онлайн, в режиме текущего времени".

"Армения – независимое, суверенное государство. Это государство вправе решать свои внутренние дела так, как считает нужным. Никаких особенностей во взаимоотношениях [России] с Арменией за последнее время, в том числе за время, когда у власти находился премьер [Никол] Пашинян, я не отмечаю. Но считал и считаю, что страна, которая находится в достаточно сложном положении, на грани боевых действий, не может себе позволить организацию внутренней политической жизни и власти с помощью улиц".

Комментарии здесь излишни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.