"Дело в советской медицине". Организм литовцев не привычен к зарубежным вакцинам

© Sputnik/ Тимур Батыршин

По состоянию на середину ноября в Литве зафиксировано почти триста смертей от коронавирусной инфекции. Резерв больничных коек в республике практически исчерпан. На карте Европы страна пылает ярко-красным цветом.

Ежедневно количество заболевших коронавирусом в Литве превышает тысячу человек. Национальный рекорд равен 2066 заболевшим в сутки. Для сравнения: за всю первую волну, длившуюся с середины марта по конец мая, прирост в сутки составлял 300 заболевших.

Правительство Литвы с 7 ноября ввело карантин, который может завершиться в полночь 29 ноября. Если результаты ограничений окажутся скромными, карантин продлят.

Оптимисты верят, что Литве удастся побороть инфекцию самостоятельно еще до начала 2021 года. Пессимисты утверждают: зараза никуда не уйдет до лета 2022 года.

Ковиддиссиденты живут привычной жизнью, возмущаясь бестолковостью и немощью власти, пытающейся корректировать природу.

Насколько эффективны превентивные меры, предпринятые ушедшим правительством? И о чем в первую очередь следует позаботиться новому, которое в стадии формирования?

На эти вопросы Baltnews ответил журналист Анатолий Иванов.

© фото из личного архива Маргариты Кох
Анатолий Иванов

– Анатолий Георгиевич, как вы прокомментируете официальные данные национального центра общественного здравоохранения (НЦОЗ), обнародованные в середине ноября?

– Их можно назвать тревожными. Одна-две тысячи новых больных в сутки – это громадные цифры для страны с населением в 2 760 000 человек.

Причем данные основаны на результатах тестирования, которое, как мы все понимаем, не является поголовным и обязательным. Полагаю, любую статистическую позицию следует увеличивать вдвое, чтобы она отражала реальное положение дел.

Чиновники Минздрава официально называют почти все больницы и клиники очагами инфекции, поэтому нетрудно представить, какие кошмары там творятся.

Есть еще дома престарелых, интернаты для людей с ограниченными возможностями, детские приюты и так далее. Официальная информация о происходящем в этих учреждениях отсутствует, появляется только в случае вопиющего ЧП.

Но точно известно, что повсеместно не хватает квалифицированных инфекционистов, среднего и младшего медицинского персонала, сиделок. Медики просто опасаются за свою жизнь и здоровье родных.

К тому же уровень распространения инфекции в их среде зашкаливает. По словам эпидемиолога Дайвы Размувене из НЦОЗ, с 14 марта зарегистрировано 2282 случая заражения медиков. 

Сестры и сиделки системно жалуются на тяжелейшие условия труда при очень скромных зарплатах. Правда, правительство еще с конца марта обещает каждому пособие в размере 200 евро, но реально деньги стали поступать только в канун парламентских выборов, которые, как вы знаете, завершились 25 октября.

Большинство медиков планировали присовокупить пособие к расходам на отпуск или отдых, да не смогли. Лето закончилось, зима на носу. Смешно, но члены кабмина позволили людям тратить свои кровные запоздавшие 200 евро на приобретение продуктов, исключая крепкий алкоголь.

– Выборы в Сейм внесли коррекцию в борьбу против пандемии?

– Вне всяких сомнений. Коронавирус – отличная тема для предвыборных спекуляций. До 25 октября парламентское большинство во главе с председателем партии "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" Рамунасом Карбаускисом, премьером Саулюсом Сквернялисом и министром здравоохранения Аурелиюсом Веригой утверждало, что располагает всем необходимым для победы над инфекцией.

Пришедшие по итогам голосования к власти консерваторы устами будущего главы кабинета Ингриды Шимоните сразу заявили: на вторую волну коронавируса средств в бюджете нет. Был активирован универсальный для всех государств лозунг "Денег нет, но вы держитесь!".

Сдается мне, что кто-то из политиков говорил неправду, сознательно обманывая доверчивых сограждан.

– Упомянутый вами министр Верига утверждает: вторая волна коронавируса выдыхается.

– Верига, на мой взгляд, умеет бить по хвостам, но как прогнозист слаб. По меньшей мере, ни разу глава Минздрава не попал в десятку, хотя в статусе руководителя государственного центра по управлению экстремальными ситуациями должен бить точно в "яблочко".

Если сравнивать сегодняшнюю тысячу инфицированных с пиком в 2066 заболевших за сутки, то коронавирус вроде бы отступает. Если сравнить с данными за май, он стремительно атакует.

Не случайно на этой же пресс-конференции Верига заявил – он планирует настаивать на продлении карантина, но заверил, что комендантский час по примеру нескольких стран ЕС в Литве вводить не станут. Есть ли нужда в таких экстраординарных мерах в условиях стабилизации? Вот вам и ответ.

Этот же человек утверждал, что вторая волна инфекции если и заденет Литву, то только по касательной, поскольку страна готова, как никогда ранее. Цунами обрушилось, и выяснилось – готовность в основном оказалась на бумаге.

Например, только в ноябре Минздрав наконец-то сформировал мобильные команды из врачей-специалистов. Впрочем, не хочу говорить о провалах, поскольку никому от этого легче не станет.

– Вы наблюдаете за динамикой пандемии в Литве с февраля. Какие общие закономерности удалось подметить?

– Мало качественной информации от серьезных профессионалов и много спекулятивной трескотни в прессе. Не можем же мы считать необходимыми и полезными бесконечные пикирования на тему "нужно ли мыть руки и носить маски"?

Фискальные органы скорее мешают, чем помогают. В отношении чиновников Минздрава и его смежников Служба специальных расследований (ССР) проводит оперативные проверки по шести эпизодам, Служба расследования финансовых преступлений 9СРФП) – по шести, 73 запроса сделали депутаты парламента, суды и прокуратура проводят следственные мероприятия по 46 позициям.

Попавшие под колпак не выдерживают прессинга от инфекции на фронте и от занудливых службистов в тылу, уходят с должностей. Управленческий хаос вредит делу.

– Нельзя же вовсе без контроля.

– Согласен. Думаю, ССР, СРФП, суды, прокуратура могли бы заняться деструктивными разборками после побед над инфекцией, а не во время агрессивной, более мощной, чем весенняя, атаки коронавируса на Литву.

К минусам я бы отнес очень слабую позицию президента Гитанаса Науседы в данном вопросе. Он – сторонний созерцатель.

Заявит для порядка, что Литва пылает опасным красным цветом, и вновь его не слышно неделями. Выступил в Брюсселе с заявлением о необходимости консолидации всех стран ЕС, но никаких следствий нет. Пустозвонство.

Я буквально на днях возвратился из поездки в Белоруссию и Россию и могу со всей ответственностью заявить – руководство этих европейских стран действительно руководит, а не идет на поводу и не передоверяет управленческие вожжи абы кому.

Между прочим, вожди лично курируют ключевые вопросы. Например, создание новых антивирусных лекарственных препаратов. Ресурсы, особенно российские, позволяют проводить широкие научные изыскания, создавать лекарства. У Литвы на такую работу денег нет.

Еще вопрос, имеются ли ученые необходимой квалификации? Поскольку нет на слуху фамилий, скорее нищая у нас академическая среда, нежели плодовитая. Вот и ждем подачек, уповая на все ту же иллюзорную солидарность ЕС.

При условии, что она проявится так, как проявлялась в других жизненно важных для Литвы вопросах, вакцину от коронавируса страна получит в последнюю очередь и по остаточному принципу.

Своими глазами видел, как военные адаптированы к борьбе против пандемии. Госпитали, военврачи, техника – все поставлено на службу нуждающимся. В Литве гражданское общество само по себе, армия – сама по себе.

К слову, вообще неизвестно, какова коронавирусная ситуация в казармах? Бывший министр обороны Раймундас Кароблис утверждает, что все в порядке. Будем думать, он знает, что говорит.

К слову, рядовые жители России и Белоруссии на бытовом уровне более ответственно относятся к самозащите и самосохранению, чем литовцы. Там – жесткая боевая настороженность, здесь – либеральная поверхностность и шапкозакидательство. Даже такой примитив, как социальная дистанция, в Вильнюсе и провинции соблюдается очень условно.

– Вы упомянули вакцины. Интересно, что в Литве говорят о российских образцах? Тем более, первая в мире вакцина "Спутник V" уже запущена в массовое производство.

– Это прекрасный вопрос. Никто не хочет умирать, но никто не собирается финансировать закупки российской вакцины: все, что угодно, только не это. Мы на разных социальных и управленческих уровнях сталкиваемся с национализмом в самых пещерных его проявлениях.

Сразу несколько кандидатов в депутаты Сейма Литвы медицинскую часть своих предвыборных программ строили на тезисах "Русские не в состоянии что-то изобрести" и "Я не верю русским ученым, они блефуют – вакцины у них нет".

Хочу процитировать иммунолога, профессора медицинского центра Вильнюсского университета Аурелию Жвирблене и инфектолога, профессора медицинского факультета этого же вуза Витаутаса Усониса. Оба отвечают на вопрос "Вы бы рекомендовали нашему правительству закупать российскую вакцину?". Жвирблене ответила: "Я бы не рекомендовала".

Витаутас Усонис сказал: "К сожалению, когда политика внедряется в науку и пытается ее использовать в своих целях, получается конфузное состояние. Фактически регистрация вакцины от института [НИЦЭМ им. Н. Ф.] Гамалеи является завершением первой фазы клинических исследований. Рекомендовать можно только то, что официально зарегистрировано Европейским агентством".

В новых обстоятельствах Литва повторяет старую формулу "Мы Ивана к трубе не подпустим", будто Иваны толпами ломятся в закрытые двери. "Лучше сдохнуть, чем поступиться западными ценностями" – не лучший лозунг, когда речь идет о сохранении здоровья и популяции маленькой нации.

Не появится официальных закупок – обязательно начнутся поставки из России на черный рынок. И ведь будут покупать. Вы спрашиваете, почему? Потому что к президенту РФ Владимиру Путину и к российским ученым доверия больше.

И, как говорят литовские медики, иммунная система наша лучше адаптирована к фармацевтическим традициям и наследию СССР, чем к продуктам от Pfizer и BioNTech.