3 ноября в США пройдут выборы президента. Как изменится внешнеполитический курс страны, за кого выступают американцы, а также кого поддерживают сами литовцы, нынешнего президента США Дональда Трампа или его главного оппонента, демократа Джозефа Байдена, Baltnews обсудил в интервью с литовским публицистом из штата Орегон Валдасом Анелаускасом.
– Г-н Анелаускас, кого из кандидатов в президенты, Дональда Трампа или Джо Байдена, поддерживает литовская община в Америке?
– Я раньше думал, что литовцы, проживающие здесь, все будут за Дональда Трампа. Мои знакомые – все за Трампа.
Но, оказывается, есть в литовской общине и такие, кто поддерживает Джо Байдена, есть даже сайт "Литовцы за Джо". Но я лично таких людей не знаю и не хочу знать.
– За кого из кандидатов в президенты проголосовали бы лично вы?
– Я голосую, конечно, за Трампа. Для меня президент Трамп был лучшим президентом за все последние тридцать с лишним лет, которые я здесь прожил.
Хотя не могу сказать, что он мне сегодня больше нравится, чем в 2016 году. Я глубоко разочарован его бездействием и колебаниями по отношению ко всем этим бунтовщикам. Но я голосую за него в первую очередь потому, что таким образом я голосую против его врагов, которые также являются и моими врагами.
Я имею в виду всех так называемых демократов, вообще левых, либералов, глобалистов и так далее. Всех так называемых прогрессивных и всех, кто им симпатизирует.
Иными словами, его враги и мои враги те же, поэтому мы, как говорится, находимся на одной стороне баррикад. Мне этого достаточно.
– Вы скорее симпатизируете фигуре Трампа, нежели разделяете принципы Республиканской партии?
– Что касается республиканцев, их партийной политики, которая мало чем отличается от той, что у демократов, да и что касается вообще Америки, то мое отношение с той поры, когда я книгу про Америку написал, нисколько не изменилось.
Поэтому меня совсем не интересует и риторика Трампа о том, что Америку надо "сделать снова великой" или "сохранить ее величие". Меня это просто не касается.
Эта страна давно прогнила насквозь. И никакой Трамп не сможет это государство и это общество спасти.
Но пока я сам еще жив, не хочу прожить последние годы своей жизни в аду. Трамп, каким бы он ни был, все же лучше, намного лучше так называемых демократов.
– Участвуете ли вы в избирательной гонке Трампа напрямую?
– Да. От имени президента обращаются к представителям на местах. И в штате Орегон я один из таких представителей. Я даже подписал официальное обещание, что буду стоять с президентом до конца.
– Если победит Байден, как изменится внешняя политика США?
– Не знаю даже, кто хуже в плане русофобии – покойный сенатор и тоже когда-то кандидат в президенты Джон Маккейн, называвший Россию "бензоколонкой, которая притворяется страной", или Байден.
И еще не надо забывать, что США никогда не были для России дружественной страной. Ни в царское время, ни в советское, ни теперь. И никогда не будут. Независимо от того, какой здесь президент.
Да и в Евросоюзе европейские либералы ведь, конечно, тоже все за Байдена. При нем будет еще большее закручивание гаек. Конечно, для России однозначно лучше Трамп.
– Правительство Литвы тоже одобряет программу Байдена?
– Я сейчас особенно не слежу, что происходит в Прибалтике в связи с выборами президента США, но думаю, что власть имущие там все за Байдена. Они четыре года тому назад Хиллари Клинтон поддерживали, а Трампа в Литве вообще "коротышкой" обзывали – они ненавидят его.
Но боюсь, что Литве и другим странам Балтии тоже хуже станет, если победит Байден. Может ведь дело дойти и до прямой конфронтации НАТО с Россией.
– Победа Байдена будет означать расширение военного присутствия США в Балтийском регионе?
– Конечно. Постоянные натовские военные базы всегда на повестке дня. Прибалтика ведь проводит всю свою политику с оглядкой не только на Брюссель, но и на Вашингтон.
– Повлияет ли победа Байдена на отношение правительства Литвы к нацменьшинствам у себя в стране?
– Что касается положения меньшинств, то у стран Балтии совсем другое понимание этой категории граждан. Для них меньшинства – не национальные, а те, которые под радужными флагами парады устраивают. Так вот именно их-то защищать от "троглодитов" и будут – они там считаются меньшинством.
– А как изменится международная политика, если Трамп будет переизбран на новый срок?
– Если победит Трамп, то будет хотя бы не хуже, чем есть сейчас. Когда первый срок Трампа еще только начинался, на него пытались давить в вопросе России, но он выдержал. Вот мы и надеемся теперь, что если он выиграет, то, может быть, и забором от Мексики наконец-то отгородимся, и с Россией отношения станут лучше.
– Что можно ожидать от Трампа, если он снова станет президентом?
– Он, скорее всего, продолжит свой курс. Первый срок все-таки как бы пробный. А во второй раз уже можно действовать смелее. Трамп немолодой и достаточно богатый – ему нечего бояться.
Он обещал еще четыре года назад, что внутренние дела США будут для него на первом месте. А здесь вот, как видите, становится все только хуже и хуже.
Ситуация здесь, прямо скажу, очень плохая. И не только из-за беспредела в городах (имеются в виду протестные акции Black Lives Matter – прим. Baltnews).
Например, были страшные пожары, в Орегоне, в Калифорнии. Так много пожаров раньше никогда еще не было. Масштабы этого бедствия называют поистине беспрецедентными и порой даже сравнивают с апокалипсисом.
Из районов, объятых пламенем, эвакуировались более полумиллиона человек, около десяти процентов населения штата Орегон. По числу погибших и по размеру причиненного ущерба пожары могут оказаться самыми страшными в истории и Орегона, и вообще США.
Самое главное, это ведь тоже напрямую связано с тем беспределом, что вот уже почти пять месяцев происходит в Портленде и других американских городах.
– Как общественность реагирует на известия о поджогах?
– Местные власти и средства массовой информации отрицают причастность левых экстремистов к поджогам. Хотя полиция и считает обстоятельства возникновения пожаров во многих местах Орегона "подозрительными", полицейским теперь запрещено об этом говорить. Даже пожарным запрещают называть поджоги поджогами. Нескольких пожарных тоже уволили за утверждение, что пожары – это поджоги.
То, что теперь творится в американских городах, еще всего лишь цветочки, а ягодки будут впереди. Это будет, боюсь, примерно то же самое, как приход большевиков к власти в России в 1917 году.
Мы все еще надеемся, что такое не случится, что Трамп останется президентствовать на еще четыре года, но все равно, а что потом?
Тут-то и есть главный вопрос, что будет после Трампа. Даже если он выиграет, четыре года пройдут быстро, тем более, если продолжатся эти "коронабесие" и "блэкматерские" беспорядки. Это может легко привести к гражданской войне.
Это будет не только расовая война, но именно самая настоящая гражданская, междоусобная война. Основная борьба будет даже не между белыми и черными, а между здоровой частью общества и прогнившей половиной. Именно одна половина против другой половины.
– А каким должен быть президент США?
– Я ставлю на таких парней, как Алек Скарлатос. Это молодой парень, выставивший свою кандидатуру, в нашем избирательном округе, против демократа Питера Де Фазио, который сидит в Конгрессе уже больше тридцати лет. Мы надеемся, что Алек и станет одним из конгрессменов от нашего штата. Я с его кампанией работаю теперь даже больше, чем с кампанией президента.
Кстати, про Алека и его двух товарищей даже сняли с их участием художественный фильм "Поезд на Париж", в котором рассказывается о том, как они предотвратили теракт. Красавец! Герой! Такие молодые, энергичные и, главное, правильно мыслящие политики, нужны не только Америке, но и любой другой стране. Иначе у нас не будет будущего.