В ноябре текущего года в США состоятся выборы президента, по итогам которых будет принято решение, какая администрация будет формировать политическую повестку страны на ближайшие несколько лет. О кандидатах в президенты США, Дональде Трампе и Джо Байдене, и о значимости американских выборов для Литвы в интервью Baltnews рассказал литовский политолог и доктор политических наук Вадим Воловой.
– Кто станет президентом США сейчас предугадать практически невозможно. Тем не менее, г-н Воловой, кто из двух кандидатов в президенты США был бы политически более приемлем для международного сообщества – Дональд Трамп или Джо Байден?
– Изоляционистская позиция Трампа больше подходит миру, чем глобалистская позиция демократов. Если, условно, сравнить два этих подхода, то очевидно, что мир уже пережил тот этап одного супер-государства, который сложился после Холодной войны. Америка тогда осталась одна как главная сила, и практика показала, что она не очень справилась с этим.
США пытались сохранить свое доминирующее положение в мире, но стабильности становилось все меньше. Поэтому страна перешла к более изоляционистской позиции, когда вмешательство возможно только тогда, когда это касается напрямую американских интересов. С этой точки зрения, победа Трампа была бы более выгодной для международной системы отношений.
– Для Литвы кто из двух кандидатов будет наиболее выгоден?
– Литва очень рассчитывает на то, что победит Байден, поскольку он представляет демократическую партию, внешняя политика которой в большей степени соответствует позиции Литвы. Иными словами, это возвращение к трансатлантическому единству, роли США и НАТО в Европе.
У Трампа, наоборот, с этим проблемы. Байден когда-то сказал, что если победит Трамп, то не удивляйтесь, что НАТО может развалиться – это в корне не соответствует внешней политике Литвы, поэтому Вильнюс явно рассчитывает на победу Байдена и держит за него кулаки.
– Такая позиция в Литве характерна для политиков или, в том числе, и для общества?
– Народ и внешняя политика в Литве – это два мало совместимых понятия. Мы говорим только о том, что решает элита. То, что делается во внешней политике Литвы, к интересу народа зачастую имеет посредственное отношение.
– В какой мере Литва учитывает роль личности президента США в своей внешней политике?
– Это имеет системный характер: не столько личный, сколько в принципе в рамках системы отношений. В Литве основной акцент после выборов будет делаться на том, чтобы сохранить статус одного из главных партнеров США в Европе, и это, прежде всего, можно будет сделать в союзе с Польшей.
Конечно, мы рассматриваем чисто теоретический вариант, что победит Трамп или Байден. А надо иметь в виду, что вообще никто не знает, что будет твориться после выборов.
Ведь может ситуация сложиться так, что может начаться в США хаос с определением президента, который может затянуться надолго.
В это время Литва, скорее всего, продолжит ориентироваться на ту часть американской элиты, которая пока выступает за трансатлантическое единство: роль НАТО и США в Европе.
Потом, когда прояснится, кто победит, тогда уже возобладает та или иная линия. Но надо иметь в виду серьезный фактор неопределенности.
– Можно ли сказать, что в Литве уже сложилась традиция приверженности поддержки определенной партии в США?
– Литва, скорее, ориентируется на линию, чем на конкретную партию, и на всех тех, кто поддерживает эту линию, а именно на трансатлантическое единство.
– Критики Джо Байдена опасаются, что с его приходом в Белый дом можно будет ожидать скачок милитаризации отдельных регионов и, в том числе, Прибалтики. Согласны ли Вы с таким мнением?
– Да, возможно, усилится символическое присутствие НАТО в странах Балтии, но не думаю, что что-то сильно изменится. Литва и так уже выделяет 2% (от ВВП на оборону – прим. Baltnews) – возможно, будем выделять 3%.
Сейчас и так уже системное противостояние между Россией и Западом находится на серьезном уровне – дальше уже только война, а воевать, думаю, никто не будет. Принципиальное значение будет в том, что, возможно, приостановится уход США из Европы, если Байден займет пост президента.
– Сможет ли Трамп одержать победу в президентской гонке?
– Победить он может, но сейчас ситуация с рейтингами не такая, какой она была, когда оппонентом Трампа была Клинтон. Тогда Трамп отставал по рейтингам, но победил. Сейчас разрыв больше, и поэтому в реальности он тоже может проиграть.
Иными словами, все как бы идет к победе Байдена, даже с учетом того, что рейтинги не полностью отражают реальное положение дел.
Но опять же не понятно, что будет, например, с голосованием по почте. На улицах сейчас бунтуют, а с результатами это все может обостриться. Мы можем получить ситуацию, когда не будет так, что выборы закончились, и один кандидат признал поражение, а другой победил и начал всем управлять.
Вопрос победы или поражения Трампа – это очень сложный вопрос, который не связан только с голосованием. Возможно, он также будет решаться как на общественном, так и на юридическом уровне. Трамп может победить, но произойти может все, что угодно.
– Предположим, что Трамп одержал победу. Допускаете ли Вы, что на втором сроке он сможет радикально изменить подходы и оценки роли влияния США в мире?
– Да, если Трамп выиграет выборы, он попытается, но ему, конечно, как и в первом сроке будет непросто. Налицо, что у него и сейчас проблемы с так называемым глубинным государством. Его многие инициативы саботируются, это видно на примере вывода американских войск из различных регионов.
Если он выиграет и пойдет на второй срок, то, возможно, ему станет легче, но не так, чтобы совсем легко. Поэтому беспроблемно он свою позицию, вероятно, не сможет проводить, но будет и дальше действовать в направлении изменения политики США на более изоляционистскую.
– Какие это изменения, например?
– Можно предположить, что отношения с Европой ухудшатся еще сильнее и откровенно будет сделан акцент на индивидуалистский подход. Однозначно сказать трудно, но что-то серьезное может случиться и с НАТО, а в Европе США будут сотрудничать с тем, с кем выгодно.
Одним из таких партнеров очевидно будет Польша, и тут Литва сможет найти свою нишу в сотрудничестве с ней – быть одним из приоритетных партнеров США в Европе.
– Насколько активно тема выборов в США и недавно прошедших дебатов обсуждались в литовском обществе?
– В Литве этот вопрос очень второстепенный, особенно на фоне того, что у нее самой сейчас выборы. Эксперты даже отмечали, что внешнеполитическому фактору уделяется недостаточное внимание в программах партий, не говоря уже о гражданском уровне. Внешняя политика в целом обществу не очень интересна. И общество, по сути, отделено от внешней политики Литвы.