Когда речь заходит о наградах императорской России, важно осознавать и помнить: если государство принимало решение об учреждении новой, за ним всегда стояло значимое историческое событие. Возможно, не потерявшее актуальности по сей день.
С историком-любителем Сергеем Бусаревым мы беседуем об особых знаках – о знаках отличия на головных уборах Русской императорской армии, которые полжизни собирал страстный коллекционер, к глубокому сожалению, ныне покойный Владимир Иванович Какошкин.
Часть I. Домой, на родину. Уникальную коллекцию хотят перевезти из Литвы в Россию >>>
– Г-н Бусарев, вы пишите, что Какошкин, настоящий коллекционер с большой буквы, первым понял значение в российской наградной системе знаков отличий на головные уборы.
– Можно сказать, Владимир Иванович вычленил эту тему в отдельное направление коллекционирования. Награда на головном уборе – не персональная, а коллективная, полковая. Это знак особой воинской доблести, проявленной офицерами и нижними чинами на поле брани. Первые из них появляются во время Заграничных походов русской армии в 1813 году.
Я проведу грубую параллель с почетными наименования, которые части и соединения Красной армии заслужили во время Гражданской и Отечественной войн. Например, 223-й Гданьский стрелковый полк, гвардейская Львовская тяжелая танковая бригада, гвардейская Самаро-Ульяновская Железная стрелковая дивизия имени Чапаева. А в Русской императорской армии такую же роль выполняли знаки "За отличiе".
4 декабря 1812 года управляющий военным департаментом князь Андрей Иванович Горчаков сообщил, что "Император отличившемуся во время настоящей войны мужеством и храбростью 20-му егерскому полку Высочайше повелеть соизволил дать на кивера, как офицерам, так и нижним чинам бляхи с надписью "За Отличiе".
– Так Император Александр I стал учредителем новой награды?
– Да. Хочу также добавить, что пятью годами раньше, 13 (25) февраля 1807 года, император Александр I Высочайшим манифестом учредил "Знак Отличия Военного Ордена" дли нижних чинов. После 1913 года официальное название этой награды – Георгиевский крест. Думаю, о ней слышали все. А через несколько лет, в ознаменование победоносного окончания Отечественной войны 1812 года и начала Заграничного похода императором Александром I был установлен совершенно новый знак отличия для награждения войск за боевые действия. Это и был особый знак на головные уборы. Как видим, обе награды именуются "Знаками отличия". Но первая – награда индивидуальная, вторая – коллективная.
Знак "За Отличiе" на головных уборах подразумевает и храбрость, и упорство, героизм офицеров и нижних чинов, самопожертвование, высокий воинский дух.
Позолоченная бляха предназначалась офицерам, из белой меди – нижним чинам. Первый приказ о пожаловании последовал 13 апреля 1813 года. Изначально знаки чеканились двух типов: в виде древнегреческого щитка – для пехоты, артиллерии и тяжелой кавалерии, для драгун. Второй тип, в виде ленты с прорезной надписью – для легкой кавалерии, для гусар и конных егерей.
– Допустим, полк отличился в одной военной кампании, через некоторое время – в другой покрыл себя неувядаемой славой. Как эти факты отражались на наградах, и есть ли реальные примеры моему моделированию?
– Ваше предположение полностью соответствует истории. Например, существует знак "За Варшаву 25 и 26 августа 1831 года" и "За Варшаву 25 и 26 августа 1831 года и За отличiе въ Турецкую войну 1877 и 1878 годовъ". Существовали полки, головные уборы личного состава которых украшал такой знак: "За отличiе при покоренiи Западного Кавказа въ 1864 году и за взятiе штурмомъ кръпости Геокъ-Тепе 12 января 1881 года". А вот вам пример легендарного полка. Он награжден "За отличiе въ 1812, 1813 и 1814 гг. и въ войну съ Японеiй въ 1904 и 1905 гг.".
– То есть по наградам на головных уборах легко прочесть историю части – легендарная, прославленная она или так себе, средней руки совершенно рядовая?
– С другой стороны, все полки и не могли быть героическими. Но служить в прославленном всегда считалось престижнее, чем в неотмеченном наградами.
– Сколько военных раритетов в коллекции покойного Владимира Какошкина?
– В изданном мною альбоме представлены более ста знаков в натуральную величину с описанием материалов, из которых они изготовлены. Всего таких знаков отличия примерно 220. Владимир Иванович сумел аккумулировать примерно половину.
Тем не менее это самая большая коллекция из известных в Европе.
Нужно непременно подчеркнуть: мы ведем речь о наградах музейного уровня. Это не просто собрание. Это история Российской армии, история государства Российского.
Например, в коллекции присутствует очень редкий большой прорезной знак "За Отличие въ 1855 году" за Крымскую кампанию. Есть знак "За поход в Корею 1904–1905 гг.". Один из уникальных – "за дiъло под Иканомъ 4го, 5го и 6го декабря 1864 года".
Это настоящий раритет, о котором хотелось бы рассказать подробнее. В Туркестане сотня уральских казаков под командованием есаула Серова была послана на разгром шайки, численность которой определили в 100–400 человек. Но у кишлака Икан отряд неожиданно наткнулся на главные силы кокандской армии численностью 10 000 сабель под командованием Алимкула. Окруженные казаки в пешем строю двое суток держали круговую оборону, на третьи пошли в прорыв.
Всего в бою отряд потерял одного офицера из двух, четырех урядников, 50 казаков, фельдшера, фурштата – так называли повара и проводника-киргиза. Остальные были ранены, не считая 12 счастливчиков, из которых четверо получили контузии.
В Высочайшей грамоте указывалось: "Государь Императоръ Всемилостливейше жалуетъ 4-й сотне Уральского казачьяго № 2 полка знаки отличия на головные уборы съ надписью "За дiъло под Иканомъ 4го, 5го и 6го декабря 1864 года". Вот такая особая монаршья милость и особая воинская честь.
На сегодняшний день мне известно только два сохранившихся знака. Один из них – в коллекции покойного Владимира Ивановича Какошкина.
– В каких-то музеях такие экспонаты, как знаки на головные уборы, имеются?
– За все музеи мира говорить не возьмусь, видел такие награды только в Санкт-Петербурге в Артиллерийском музее. Знаю, что есть и в других музеях. Повторюсь: наиболее полная экспозиция – именно у Владимира Ивановича. Сама тема настолько мало изучена, что практически не встречается в серьезной литературе.
– Расскажите о себе, авторе альбомов "Знаки отличия на головных уборах Русской императорской армии" и "Ордена и медали из собрания В. И. Какошкина".
– Друзья в шутку называют меня потомственным военным моряком. Сам служил на подводной лодке С-300 на Балтике, отец служил на флоте, его братья, дед еще при царе-батюшке тоже на флоте. Но профессия у меня мирная, созидательная – инженер-строитель. Историей увлекался всегда, однако толчком к глубокому изучению истории наград Российской империи послужил, как это часто бывает, случай.
Встреча с Владимиром Какошкиным оказалась судьбоносной. С его помощью начал встречаться с интересными людьми, музейными работниками, коллекционерами.
Постепенно стал обладателем большого информационного кейса. После смерти известного коллекционера вдова Галина Афанасьевна передала мне собранные по этой теме материалы, записи, черновики, статьи, чтобы завершить общий труд, который в итоге вылился в альбомы.
Работал над каждым по полгода, несмотря на тот факт, что более 20 лет серьезно изучал материал. Садился за стол буквально в семь утра и вставал уже затемно. Хочу надеяться, издания понравятся и пригодятся любителям военной истории, поскольку сконцентрированная в них информация, если где-то и присутствует, то буквально крупицами, разбросанными в самых разных местах.