Майк Помпео позвал Европу на битву с "китайскими коммунистами"

© AFP 2020 / Ed Jones

Госсекретарь Майк Помпео в ходе своего турне призвал сформировать фронт борьбы с китайскими коммунистами, то есть с Китаем как с государством.

Государственный секретарь США Майк Помпео в ходе турне по странам Восточной и Центральной Европы позвал европейцев на войну с экспансией коммунистической партии Китая, "использующей свою экономическую мощь" для распространения влияния на весь мир.

Странам Балтии, которые относят себя к числу верных союзников Вашингтона, предстоит задуматься о том, означают ли речи госсекретаря Помпео, что произошла окончательная смена лидера в списке "главных противников" Запада с России на Китай, и стоит ли вообще ввязываться в борьбу между двумя крупнейшими экономиками мира.

О поездках и выступлениях политиков такого уровня, какой имеет государственный секретарь США Майк Помпео, принято говорить серьезно, анализировать их и докапываться до сути, а также делать на их основании далеко идущие выводы. Но на этот раз от иронии в описаниях визита главного дипломата Вашингтона в Чехию, Словакию, Польшу и Австрию не удержался практически ни один политический обозреватель.

Китайские коммунисты опаснее русских

Ключевым моментом турне госсекретаря США стало его выступление в Праге перед чешскими сенаторами. Напомнив им о мрачном прошлом "оккупированной коммунистами" Чехословакии, своих личных впечатлениях относительно этого прошлого и "тесных" связях между США и Чехией, Помпео, естественно, упомянул о том, что "Россия продолжает подрывать вашу независимость" посредством "дезинформации и кибератак". А затем плавно и логично, как, вероятно, казалось автору текста выступления госсекретаря, опершись на этих двух "слонов" – коммунизм причиняет страдания и враги не дремлют, перешел к теме "новой угрозы", к Коммунистической партии Китая.

Причем слово "новая" сопровождалось пояснением насчет "даже большей угрозы", что присутствующие хозяева встречи, по идее, должны трактовать как руководство к перестановкам в списке "главных врагов". Россия как бы уходит на второй план, лидерами теперь будут китайские коммунисты.

Чешские парламентарии после короткой паузы, вызванной, вероятно, осознанием масштаба задач, продолжили кивать, хмурить брови и фотографировать госсекретаря на мобильники, хотя оттенок недоумения и неуверенности в выражениях их лиц все же просматривался.

"Коммунистические" компании хитры и коварны

Ожидалось, что госсекретарь Майк Помпео в ходе своего турне по странам-ближайшим союзникам США в Европе станет обрабатывать их на предмет бойкота китайских IT-компаний. Но он, как говорится, поставил вопрос шире – призвал сформировать фронт борьбы с китайскими коммунистами, то есть с Китаем как с государством.

Да еще и обрисовал масштаб "войны", явно не внушающий оптимизма и веру в победу. "То, что происходит сейчас, – это не холодная война 2.0. Проблема противодействия угрозе КПК некоторым образом намного более сложна", – сказал Помпео, пояснив, что китайские коммунисты уже "внедрились в наши экономики, в нашу политику, в наши общества", то есть добились того, чего Советский Союз никогда не имел.

Что и делает предлагаемые США "военные действия" против экспансии китайского коммунизма весьма запутанной, дорогостоящей и чреватой неприятностями задачей. "Глобальное доминирование Китая не неизбежно, – попытался Помпео укрепить боевой дух потенциальных союзников. – Мы должны бороться вместе, чтобы пробудить остальных".

Но образ врага все равно не складывается

Под лучшими друзьями США в Европе подразумеваются, помимо Польши и Чехии, еще и страны Балтии. Сложно сказать, откликнутся ли на призыв администрации Дональда Трампа поляки и чехи, но в Эстонии, Латвии и Литве никто, похоже, особого энтузиазма на предмет "противостояния экспансии китайских коммунистов" с сопутствующими ему экономическими и политическими потерями не демонстрирует.

Проблема, в частности, состоит в том, что образ врага из китайских коммунистов получается неубедительным. Во-первых, управляемая ими Поднебесная от европейцев далека и непонятна, во-вторых, она под руководством коммунистов стала очень богата и хотелось бы с ней активно и выгодно торговать, а не бойкотировать.

В прибалтийских столицах больше озабочены тем, как бы им прорваться на гигантский китайский рынок и убедить тамошних коммунистов покупать их сыры, творожки и молочный порошок.

И, в-третьих, сами коммунисты КПК, похоже, не стремятся ни с кем бороться. К пролетарским революциям и свержению капиталистов в иностранных государствах не призывают, коммунистические заговоры там не организуют и вообще о классовой борьбе не говорят. Даже манифесты не декламируют и сборниками цитат своих лидеров не размахивают.

То ли так хорошо таятся, а на самом деле думают нехорошее, пряча мысли о массовых казнях империалистов за вежливыми улыбками, то ли им все это вообще не интересно и об экспорте коммунистической идеологии они совсем не думают. Складывается впечатление, что интересно им наладить у себя и помочь наладить соседям благополучную и спокойную жизнь. То есть неправильные какие-то "враги", никак их на чистую воду не выведешь и в агрессии не обвинишь.

К тому же сами китайские коммунисты говорят, и весьма убедительно, что на новый уровень обострение отношений между Вашингтоном и Пекином вышло как раз накануне президентских выборов в США. Чем и объясняется жесткая риторика администрации Трампа в адрес Китая.

Не идеологическая, а конкурентная борьба

Смущает потенциальных "боевых товарищей" Вашингтона по его походу против китайских коммунистов еще и то, что, по сути дела, он просит помочь сохранить мировое экономическое лидерство самих США за счет упомянутых "боевых товарищей". Причем используя вовсе не законы свободного рынка, а порядком подзабытую идеологию противостояния политических систем, подкрепленную протекционизмом.

Включиться в борьбу предлагается не просто бесплатно, надо еще и отринуть соблазн доходов от выгодных контрактов с китайскими компаниями. Во имя идеи единства Запада, а также свободы и демократии в самой Поднебесной, как уверяет госсекретарь Помпео.

Вашингтон, похоже, намерен отныне оценивать уровень верности союзников теперь еще и по их вкладу в противостояние с китайскими коммунистами. Так что двумя процентами от валового внутреннего продукта страны на военные расходы, разговорами о "режиме Путина" и гипотетической российской агрессии не отделаешься. Причем можно не сомневаться, что антикитайский тренд станет ключевой чертой внешней политики США вне зависимости от того, победит Дональд Трамп и его команда на предстоящих президентских выборах или нет.

Борьба с коммунистами – это надолго

Конкурент Трампа, демократ Джо Байден обещает Европе прекратить торговую войну, вернуться в Парижское соглашение и во Всемирную торговую организацию, не тиранить насчет размеров военных расходов и вкладов в НАТО ну и вообще – дружить. А вот про Китай и его коммунистов он ничего не говорит. Потому как противостояние между экономическими гигантами номер один и номер два – процесс, по мнению практически всех политологов, объективный, от перехода власти от одних лиц к другим по сути не зависящий.

Вот и сам Майк Помпео в своей пражской речи отметил, что республиканцы и демократы в США согласны друг с другом в очень небольшом количестве вопросов, но относительно "китайской угрозы" они едины во мнении.

Осталось понять, как верным союзникам США, включая Эстонию и другие страны Балтии, одновременно как бы формально подключиться к борьбе с китайской коммунистической партией, поддержав "главного гаранта безопасности", но в то же время совсем в "боевых действиях" не участвовать. Очевидным выходом станет переадресация полномочий Брюсселю.

Евросоюз идеологическими противостояниями и борьбой политических систем вроде бы не занимается, зато определяет, против кого вводить санкции, а против кого – не следует. Станет ли он поддерживать одного из своих главных торговых партнеров в его борьбе с другим главным партнером лишь потому, что этот второй партнер – коммунисты? Большой вопрос.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.