"Делаете совсем не то". Что поможет Литве вылезти из демографической ямы

Эксперт объяснила, почему "победоносные" данные статистики о том, что в 2019 году население Литвы увеличилось, являются ложными.

Для того чтобы Литва не вымерла, каждой литовской семье необходимо рожать по два-три ребенка, считает демограф Влада Станкунене.

По ее словам, старение населения Литвы обусловлено двумя факторами: высокой эмиграцией и низкой рождаемостью.

"На северо-востоке общество очень старое (например, в Игналинском районе женщины старше 65 лет составляют 1/3), а в крупных городах, районах рядом с ними, на западе Литвы – общество относительно молодое", – рассказала delfi Станкунене, приводя данные статистики по рождаемости за 2019 год.

В прошлом году, по предварительной информации Департамента статистики Литвы, в республике родилось 27 700 человек, что на 420 младенцев меньше, чем годом ранее.

Согласно статистике, самая высокая рождаемость зафиксирована в Вильнюсе, где на 1000 жителей пришлось 12,5 младенцев. В Каунасском районе данный показатель равен 12,1 детей на 1000 человек, в Пагегяйской мэрии – 11,7, в Клайпеде – 11,5, а в Клайпедском районе – 11,1.

Меньше всего младенцев появилось на свет в Игналинском районе (5,9), Рокишкском районе (6,2), Аникщяйском районе (6,4), Алитусском районе (6,8) и Швенченском районе (6,8).

Станкунене, приводя в пример города северо-востока Литвы, отмечает, что слепо верить данным статистики нельзя, поскольку они неточны, а рождаемость на 1000 жителей зависит от возрастной структуры населения в конкретном районе.

Однако абсолютные показатели рождаемости тоже совсем не радуют: если с 2000 года они держались в пределах 30 тысяч человек, то в последние три года они уже не дотягивают до таких цифр (28 700 в 2017 году, 28 200 – в 2018 году и 27 700 в 2019 году).

По мнению демографа, чтобы лучше разобраться в ситуации, необходимо смотреть на суммарный показатель рождаемости – то есть на количество детей, которое в среднем рожает одна женщина страны, а не на абсолютные данные.

"Чтобы популяция не исчезла, суммарный показатель должен составлять 2,1. Вся Европа уже давно отстала от этого показателя. Ближе всего к этим данным Франция, там показатель составляет 1,9-2. В Литве – 1,6", – сказала Станкунене, подчеркнув, что показатель рождаемости 2 в Литве в последний раз был зафиксирован в 1990 году, однако в начале 2000-х стал резко падать и снизился до 1,2.

"Те, кто в 1990-х отложил планы заведения детей на более поздний срок, спешат наверстать упущенное. Уровень рождаемости растет. Рожают те, кто откладывал и молодые женщины, менее образованные, они заводят детей раньше. Поэтому после 2000 г. рождаемость стала расти и с 1,2 достигла в 2015 г. 1,7. Это эффект компенсации отложенных родов. Однако с 2016 г. показатель снижается, и в 2018 г. он уже был 1,6", – констатирует специалист.

По словам Станкунене, самый большой эффект роста на сегодняшний день завершился.

"Кроме того, у нас работают другие факторы. Особенно сейчас важна мобильность миграции – молодежь пытается закрепиться в других местах. В поисках работы и заработка молодежь едет не только за границу, но и из деревень и регионов – в Каунас, Вильнюс, другой большой город. Попробуйте обосноваться в новом месте, завести семью, детей, жилье. Все эти факторы заставляют молодежь отложить создание семьи, рождение детей", – считает она.

Чего ждать в дальнейшем

Демограф констатирует очень сильное старение общества, последствия которого уже видны сегодня: сокращение числа школьников, студентов, что влияет на систему образования и рынок труда.

"Людей в возрасте, которые родились в 1960–1970 гг., много, и они приближаются к пенсионному возрасту. Их в 1,5 раза больше, чем молодежи, которая сменит их на рынке труда. Система социальной защиты должна будет содержать множество пенсионеров при наличии небольшого количества работоспособного населения, а ведь еще много молодежи уезжает", – сказала специалист.