Евродепутаты требуют от Литвы открытости и справедливости в деле Палецкиса

Во вторник на одной из платформ Европарламента состоялся вебинар, посвященный делу Палецкиса. В нем приняли участие депутаты ЕП и иностранные общественные деятели.

Чуть меньше месяца осталось до заседания в Вильнюсе апелляционного суда по делу известного литовского оппозиционного политика и журналиста Альгирдаса Палецкиса, приговоренного Шяуляйским окружным судом к шести годам лишения свободы за "шпионаж в пользу России". На данный момент обвиняемый находится дома под круглосуточным электронным наблюдением. Выезд за пределы Вильнюса ему запрещен.

О судьбе опального литовского публициста на этот раз решила рассказать своим коллегам по Европарламенту и иностранным общественным деятелям депутат ЕП от Русского союза Латвии (РСЛ) Татьяна Жданок, соратница Палецкиса по Европейскому русскому форуму. По ее инициативе на одной из платформ Европарламента на этой неделе прошел вебинар на тему: "Альгирдас Палецкис – литовский узник совести".

© РИА Новости
Татьяна Жданок

В мероприятии приняли участие члены ЕП от Ирландии Клэр Дейли и Мик Уоллес, известные своей независимостью и активной правозащитной позицией. К слову, Клэр – это та самая отважная ирландка, которая в начале этого года на заседании ЕП резко раскритиковала европарламентариев за безоглядную поддержку российского оппозиционного блогера Алексея Навального.

Ее коллега евродепутат Мик Уоллес на другом заседании призвал Европарламент не вмешиваться во внутренние дела Белоруссии и не делать "нового Хуана Гуайдо" из представительницы белорусской оппозиции Светланы Тихоновской, оказывая ей неуместные почести.

Оба ирландских депутата последовательно выступают за нормализацию отношений с Россией. Как правозащитники Клэр и Мик неоднократно призывали освободить находящихся в заключении журналистов, в том числе и Джулиана Ассанжа, пострадавшего за свои расследования преступлений, совершенных правительствами США и Великобритании.  

Неудивительно, что, узнав от Татьяны Жданок о преследованиях литовского журналиста Альгирдаса Палецкиса, они горячо откликнулись на приглашение на конференцию. Кроме них, в вебинаре принимали участие лидеры общественных организаций, юристы, политологи, журналисты из США, Австрии, Швеции, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, России, Украины, Белоруссии.

Помимо уголовного дела Палецкиса, участники дискуссии обсудили проблему активного распространения политических преследований активистов, журналистов, блогеров в некоторых странах Евросоюза.

Как правило, обвинения у этих дел похожи: или "шпионаж", или "заговор против государственной власти". При этом явно фейковые "шпионские" дела под предлогом их строжайшей секретности еще и рассматриваются судами за закрытыми дверями, дабы избежать разглашения "сведений, составляющих государственную тайну". На самом же деле это делается, чтобы скрыть от журналистов и общественности, что людей судят не за шпионаж, а за их мнения, отличное от идеологических установок властей.   

"Свободу политическим узникам Европы!"

Открывая вебинар, Татьяна Жданок обратила внимание участников на портреты за ее спиной. Там были фото ее соратников из Каталонии Ориоль Жункерас и Рауль Ромева, которые два года провели в испанской тюрьме по политическим обвинениям. Все это время депутаты из группы "Европейский свободный альянс" в Европарламенте, в которой работает и Жданок, боролись за их освобождение. Также за ее спиной находился портрет популярного каталонского рэпера-марксиста Пабло Хаселя, выступавшего с резкой критикой испанских властей. Он сидит в тюрьме с февраля этого года.

Был там и портрет литовского политического узника Альгирдаса Палецкиса, наказанного за свой независимый взгляд на события у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.  Впрочем, он и сам принимал активное участие в дискуссии.

Первыми участников вебинара приветствовали депутаты Европарламента. Клэр Дейли выразила удивление молчанием международных правозащитных организаций, которые в упор не замечают случаи нарушения свободы слова в европейских странах:

"Значит мы должны привлечь внимание к делу Альгирдаса. Тем более, когда в его адрес упомянуты обвинения в шпионаже. Точно такие же обвинения сейчас выдвигаются и в отношении Ассанжа, которого держат в тюрьме просто за то, что он выполнял свою работу журналиста. История нашего народа тоже знает немало примеров, когда люди сидели за решеткой, не имея доступа к защите. Мы с вами должны все сделать, чтобы помочь Альгирдасу!".

Ее коллега, яркий и колоритный Мик Уоллес признал, что впервые о Палецкисе он услышал от Татьяны Жданок – на других площадках в Европарламенте все просто закрывают глаза на происходящее в странах Балтии. 

"Мы должны сделать все, чтобы эти нарушения были на переднем плане, и чтобы они не замалчивались. В деле Палецкиса я вижу большое количество нарушений европейских принципов. Почему его дело не рассматривалось на открытых судебных заседаниях? Какие шансы у людей на справедливое рассмотрение их дел, если все скрыто от общественности? Мы должны оказать давление на Европарламент и добиться справедливого открытого суда для Альгирдаса. И мы сделаем это! Надо дать знать всем в Литве, от кого сейчас зависит его судьба, что мы не будем спускать с них глаз. Мы будем требовать справедливого и честного суда. И если потребуется, мы сами можем приехать на этот суд", – заявил он.

Татьяна Жданок подтвердила, что 28 октября, когда должно начаться заседания апелляционного суда по делу Палецкиса, депутаты намерены посетить столицу Литвы.   

Слово "подсудимому"

Далее "микрофон" перешел к бывшему члену Сейма Литвы и Парламентской ассамблеи Совета Европы, награжденный французским Орденом Почетного легиона Альгирдас Палецкис, ныне – подсудимый.

Он подтвердил, что будет рад видеть в Литве своих друзей и коллег. Журналист поблагодарил Татьяну Жданок за то, что она на протяжении многих лет остается искренним и непоколебимым защитником верховенства права, за что в Литве ее очень многие уважают.

"Сейчас для нас всех очень важна солидарность. Мой случай – совсем не уникальный, мы говорим о многолетней тенденции. Правительства стран Балтии и Польши объявляют себя защитниками прав человека – повсюду на земном шаре, но только не у себя дома. Здесь они закрывают глаза на самые вопиющие случаи нарушения прав человека – неправомерные аресты политиков и журналистов. Причина, как я думаю, в том, что в наших странах достаточно людей, которые являются последователями тоталитарной идеологии, они не понимают, что такое демократия. Верховенство права, согласно которому никто не может быть выше закона, они понимают, как главенство права влиятельных партий или людей. Неприемлемо держать людей по политическим мотивам в заключении задолго до начала судебного процесса".

Сам Палецкис провел под следствием в тюрьме полтора года, в течение которых его пытались заставить признаться в "шпионской деятельности".

Альгирдас был доведен в тюрьме до крайне степени истощения, что вызвало громкое возмущение в обществе. Его коллеги-журналисты и правозащитники из разных стран мира подняли большой шум в социальных сетях и неподвластных литовским властям СМИ. После чего политический узник все-таки был выпущен на свободу под домашний арест и электронный браслет на ноге, с которым он не расстается уже год.

© фото из личного архива Аллы Березовской
Альгирдас Палецкис после заключения в литовской тюрьме

Неприемлемым для демократической страны Палецкис назвал и практику прослушки "неугодных", разрешение на которую судьи в Литве выдают по первой же просьбе спецслужб. Когда нет истинного понимания демократии, то нет и сильного гражданского общества, способного противостоять проявлениям тоталитаризма, нет и по-настоящему независимых и сильных СМИ. А те, что есть, полностью зависят от правительства или крупного бизнеса, подчеркнул он.

"Вот поэтому все крупные литовские СМИ дружно молчали о моем деле или просто повторяли то, что им диктовали спецслужбы, обвиняя меня во всех грехах. Эту клевету повторяли практически все наши медиа. Если ты имеешь отношение к правящей партии – а в Литве это консерваторы националистического правого толка, – то тогда у тебя есть иммунитет против судебных преследований", – рассказал коллегам Палецкис, подчеркнув, что их никто не трогал даже тогда, когда находились доказательства правонарушений.

"Но если ты не с ними, то с тобой никто церемониться не будет. Мой коллега и друг польский журналист Матеуш Пискорский по схожим с моими обвинениями провел три года в тюрьме, и сейчас продолжается суд по его делу. Под судебным преследованием в Латвии за взгляды и высказанные мнения находятся оппозиционный журналист Юрий Алексеев, правозащитник Александр Гапоненко, виновный только в том, что он выступал в защиту прав русского населения Латвии. В Эстонии уже более шести месяцев содержится в заключении правозащитник Сергей Середенко, в Литве три месяца провел в заключении под следствием активист и книгоиздатель Алексей Грейчус, которого тоже обвиняют в шпионаже. Грустно, что все это происходит в наших странах", – добавил он.

© Sputnik/ Марис Далбиньш
© Sputnik
© Baltnews Юлия Калинина
Матеуш Пискорский

Палецкис также отметил рост влияния в странах Балтии секретных служб, которые не только собирают досье на всех оппозиционеров и независимых журналистов, но и оказывают давление на судебные власти. По мнению литовского политика, это является серьезной угрозой демократии, противостоять которой можно только общими усилиями.

В создавшихся условиях, когда официальные лица намеренно замалчивают случаи преследования оппозиционных сил в странах ЕС, особенно важна солидарность международного сообщества правозащитников и всех неравнодушных людей.

Европа в ответе за демократию

О солидарности говорили и другие спикеры: Иосиф Корен из Латвии, заместитель председателя международной организации "За будущее без фашизма"; австрийский журналист и кинорежиссер Лео Габриэль; Торд Бьерк из шведской ассоциации "Пражская весна-2 против правового экстремизма и популизма"; Леонид Бард из США, сопредседатель "Ассамблеи мировых диаспор".

Журналистка и правозащитница из Финляндии Оксана Челышева напомнила об ответственности Европы за демократию и соблюдение прав человека во всех странах Евросоюза, откуда сегодня поступают сигналы, требующие серьезного внимания. Сегодня под предлогом предотвращения "российской угрозы" в тех же странах Балтии с полным основанием можно говорить о фабрикации уголовных дел для запугивания гражданского общества.

© BaltNews.lv
Оксана Челышева

"Когда я увидела, как подозрительно раскручивается дело Палецкиса в Литве, я попыталась разобраться, что же конкретно инкриминируется оппозиционному журналисту, но это оказалось сложным делом. Я столкнулась с давлением и даже угрозами в свой адрес", – рассказала журналистка.

"Удивило, что во всех местных СМИ повторялись одни и те же клише – якобы он занимался шпионской деятельностью, выполняя задания неустановленного лица из иностранной разведки, работал в интересах России. И при этом никакой конкретики, лишь набор общих фраз. Да, политолог высказал собственное мнение по поводу событий 1991 года – и что? С каких пор выражение мнения в Европе – это преступление? Альгирдаса уже несправедливо наказали за его взгляды на историю, и вот сейчас снова за него взялись. В связи с его случаем я вижу еще и проявление попыток остановить качественную журналистику. В литовских СМИ дело Палецкиса описывается крайне поверхностно, акцент делается, например, на том, что у него русская жена. Что это за журналистка?" – подчеркнула Челышева.  

Литовский блогер, юрист Йонас Ковальский согласился с финской журналисткой, назвав напряженным положение со свободой слова в прибалтийской республике. По его мнению, дело Палецкиса демонстрирует грубейшее нарушение принципа презумпции невиновности. Он уверен, что это делается намеренно:

"Когда независимого популярного журналиста безо всяких оснований бросают в тюрьму задолго до суда, это четкий сигнал для всех инакомыслящих. Нам показывают, что нельзя со свободой слова заходить за пределы, очерченные правящим режимом. Альгирдас пытался опротестовать в ЕСПЧ свой первый приговор от 2012 года, когда его осудили за мнение о Вильнюсский событиях 1991 года, но Европейский суд по правам человека даже не принял его жалобу к рассмотрению, сославшись на ее малозначимость".

"Оказывается, для Европы демократия и свобода слова стали малозначимыми? Сегодня человека можно огульно обвинить в преступлении и выставить его российским шпионом, а "шпионаж" у нас уже стал самым ходовым товаром, и всем это сойдет с рук. Налицо сращивание политической власти с судебной, а в Литве – еще и СМИ, подконтрольные властям, к ним присоединяются, надувая страшный пузырь про "шпиона Палецкиса". И все дружно выступают против него единым фронтом. В Литве существуют только две возможности достичь справедливого судебного решения: если ты принадлежишь правящему клану или если будет [оказано] давление из Европы", – заявил литовский юрист.

Старшие товарищи помогут?

Известная российская журналистка Галина Сапожникова, многие годы работавшая в Эстонии собкором "КП", не без доли иронии призналась в собственной наивности, когда десять лет назад она не поверила, что в свободной европейской стране популярного литовского журналиста могут преследовать за слова. А Палецкис в 2011 году сказал в радиопередаче всего семь слов: "Как теперь выясняется, свои стреляли в своих". И на него сразу обрушилась лавина негатива.

Тогда Галина Сапожникова сама поехала в Вильнюс, еще раз провела собственное журналистское расследование, пообщалась с очевидцами тех давних событий, изучила горы документов (в том числе – и отчеты литовских спецов) и убедилась, что Палецкис говорил правду. По людям у телебашни стреляли снайперы с крыши, и не из винтовок, бывших на вооружении у советских военных частей в Литве. И тогда они договорились с Палецкисом, что каждый из них напишет свою книгу. Итог – Галину депортировали из страны еще до ее написания. А после публикации книги в Литве весь ее тираж был конфискован, а издатель оштрафован.

© фото из личного архива Аллы Березовской
Книга Галины Сапожниковой "Кто кого предал. Как убивали Советский Союз и что стало с теми, кто пытался его спасти"

"Вот таким образом в Литве с нами расправились за попытку разобраться, что же произошло 13 января 1991 года в Вильнюсе. Альгирдас стал в собственной стране "врагом народа номер один", шпионаж придумали уже потом. Умнейший, образованный человек, настоящий патриот, дипломат, философ, который мог быть гордостью Литвы, отсидел полтора года в тюрьме, и Литва это снова проглотила, как и десять лет назад, когда его в первый раз шельмовали. Увы, книга ничего не изменила. Что-то не то в этом обществе, где годами преследуют журналистов и ничего не меняется к лучшему. Разве что старшие страны ЕС, наставники молодых демократий, может быть, вмешаются и остановят эти процессы", – заявила Сапожникова. 

По мнению еще одного литовского политолога, блогера Михаила Бугакова, одна из причин, по которой правящая элита снова взялась за Палецкиса, заключается в том, что они хотят убрать из активной политической жизни человека, который может стать реальным лидером оппозиции Литвы. И обвинение в шпионаже – это уже опробованный в других странах способ борьбы с политическими оппонентами.

"Шпионаж" как повод для репрессий

Ведущая дискуссию Татьяна Жданок, еще раз указав на стену с портретами политических узников, отметила, что если разместить здесь всех, против кого власти стран Балтии сейчас развязали гонения, то места не хватит.

Она напомнила: за мнения в Латвии сейчас под судом находятся правозащитник Александр Гапоненко, филолог Александр Филей, журналист Юрий Алексеев. Ждет суда, назначенного на 22 октября этого года, находящийся за решеткой в Таллине правозащитник, юрист Сергей Середенко. В Литве 5 октября на суде в Клайпеде, возможно, зачитают приговор еще одному "российскому агенту" – гражданскому активисту, внуку праведников мира Алексею Грейчусу, находящемуся пока под домашним арестом.

Впрочем, "шпионажем" как инструментом для репрессий активно пользуются не только страны Балтии, но и соседняя Польша, где сейчас судят за пророссийские высказывания независимого журналиста Матеуша Пискорского. До суда он провел под следствием в тюрьме три года, после чего под давлением ООН мера пресечения ему была изменена. Но недавно в Польше был задержан по аналогичным мотивам его коллега – Януш Недзвецкий, в защиту которого уже выступила Татьяна Жданок.

"В 2016 году я вышел из дома на улицу и вернулся только через три года. Меня задержали агенты службы госбезопасности Польши, поместили в тюремную камеру. В классическом "шпионаже" меня не обвиняли. Моя вина, по мнению следствия, звучит так: "Пытался воздействовать на общественное мнение". В странах ЕС такого вида преступления не существует, а для польского авторитарного режима это что-то вроде шпионажа. Если человек разделяет точку зрения России на те или иные события, значит, он действует против Польши, то есть – "шпионит" в пользу другого государства. Мы с Яном Недзвецким обвиняемся в том, что выражаем свои взгляды", – рассказал Пискорский.

Он подчеркнул – против инакомыслящих используется метод, печально известный со времен Третьего Рейха – дегуманизация и обесчеловечивание. Универсальный метод преследования людей. Когда они обесчеловечены, с ними можно делать все, что угодно, и никто не будет за них заступаться. Это же "не люди".

Польский журналист рассказал и об атмосфере страха и запугивания не только самих инакомыслящих, но и сочувствующих им. Так, в его защиту были собраны подписи уважаемых в Польше людей – ученых, политологов, писателей. Через какое-то время всех подписантов "почтили" визитами представители службы Госбезопасноти, предупредив, что в следующий раз у них будут проблемы. 

"Если будет такая возможность, прошу обсудить в Европарламенте эти проблемы, поскольку они носят в нашей стране уже системный характер. Есть немало примеров, когда на людей оказывают давление. Мое дело не закрыто, раз в полгода проводятся очередные судебные слушания. Но я до сих пор не имею права увидеть и обнять своего пятилетнего сына, живущего с мамой в Москве. Вот такова ситуация с демократией в Польше. И я очень благодарен, что вы готовы открыто говорить об этом в своих странах и в Европарламенте. Я все же верю, что мы с моим другом Альгирдасом еще обязательно встретимся в свободной Литве или Польше", – обратился к депутатам Пискорский.

По предложению Мика Уоллеса по итогам услышанного на вебинаре было составлено Обращение от евродепутатов в Апелляционный суд Литвы с предложением повести судебные слушания по делу Палецкиса в открытом формате. Члены ЕП напомнили литовским властям о Хартии ЕС об основных правах, которую Литва также должна соблюдать. Аналогичное письмо отправлено Президенту Литвы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.