Литовские власти, отдавая почести "лесным братьям", таким образом следуют политике США – страны, ставшей для многих из так называемых "партизан" убежищем, рассказал историк Валерий Иванов.
"Я это отношу только к той политике, которая заказана из Вашингтона. США после войны пригласили к себе всех тех, кто бежал с немцами в Берлин, в Западную Германию и в страны Западной Европы, и потом перекочевали и осели в Чикаго и других местах Соединенных Штатов Америки. Они вели свою деятельность, направленную на разрушение советской Литвы, поэтому это продолжение той линии, которая заказана из Вашингтона, ибо своей внешней политики нет", – отметил Иванов в разговоре с Baltnews.
"И это то, что делает [глава МИД Литвы Габриэлюс] Ландсбергис, прадед которого участвовал в правительстве [главы временного кабмина на оккупированной нацистами территории Юозаса] Бразайтиса, который поддерживал гитлеровских. Ничего удивительного я не вижу – это линия которая имела место быть", – добавил историк.
Ранее Минобороны Литвы сообщило, что на Гуджюнайском кладбище перезахоронили последнего "лесного брата" начальника администрации Присекилимского округа Пранцишкуса Прусайтиса-Лапе – в 1948 году он вступил в ряды так называемых "литовских партизан", которые были причастны к убийствам мирного населения.
По мнению Иванова, официальный Вильнюс оказывает такие "почести" человеку, причастному к преступлениям против человечности, для того, чтобы играть на чувствах определенной части агрессивно настроенных людей к России.
Такие игры с общественным мнением жителей Литвы необходимы из-за негативных экономических последствий, связанных с ухудшением отношений Вильнюса с соседними государствами, отметил эксперт.
"Я думаю, что Вильнюс так делает из-за этой кризисной обстановки, поскольку экономика очень сильно просела в связи с тем, что Клайпедский порт лишился своих грузов из-за той неумелой политики, которую вел Вильнюс в отношении Минска. Плюс все остальное транспортные и логистические вопросы. Литва ведь была транзитной территорией поэтому для того, чтобы как-то подавить эти настроения [власти] играют на национальных чувствах также как на тех же инструментах играли в 90-е годы. После этого Литва лишилась более чем миллиона граждан: кто-то умер, кто-то выехал за рубеж", – объяснил эксперт.
Тем не менее, далеко не все литовцы готовы поддержать такую линию официального Вильнюса. "Не все литовцы согласны с такими "почестями" для убийц гражданского населения. Мне известно очень много литовцев, которые пострадали, и чьи семьи пострадали. Их отцов, дедов убивали вот эти деятели, которые боролись за так называемую "свободу" Литвы", – резюмировал Валерий Иванов.