Они сражались с евреями: Литва не устает восхвалять преступников и переписывать историю

© Photo: Гедрюс Грабаускас

В Литве не стихают русофобия и антисемитизм. Недавнее празднование в стране позорной даты в истории является тому доказательством.

В Литве недавно широко отметили восьмидесятилетие так называемого Восстания 23 июня. Праздничные мероприятия будут проводиться до конца июля. Правительство делает все, чтобы выставить в выгодном свете один из самых черных дней в истории страны.

Летом 1940 года в Литве был свергнут профашистский режим, который продолжался в стране 14 лет, а его руководитель, Антанас Сметона, сбежал в Германию, а затем – в США.

Хотя у Сметоны были довольно хорошие связи с гитлеровцами, он не решился жить в Берлине. На близкое сотрудничество с фашистами пошли другие люди.

В ноябре 1940 года в Берлине был создан Фронт литовских активистов (ФЛА) – организация крайних националистов и антисемитов. Его основным инициатором был литовский дипломат, полковник запаса Казис Шкирпа. Из литовских деятелей Шкирпе помогали опытные соратники, такие как генерал Повилас Плехавичюс и известный политик Пятрас Карвялис. Организацию активно пополняли молодые литовцы, оказавшиеся в миграции в Германии.

По всей стране создавались группы ФЛА, которую поддерживал немецкий Абвер, и все они ждали начала войны с СССР.

Утром 23 июня 1941 года группы активистов ФЛА начали атаки по всей Литве. В Каунасе, в Паневежисе, в Аникщяй, в Алитусе и других городах и городках страны мятежники нападали на здания милиции, а также на отряды советских войск и евреев.

По Литве уже продвигались немецкие войска, и группы ФЛА развернули "второй фронт" в поддержку немецких фашистских оккупантов, всячески помогая им убивать мирных жителей и военных целыми семьями.

Фактически мятежники из ФЛА были гитлеровскими диверсантами и палачами.

Но сейчас членов ФЛА называет "героями", и в июне в Вильнюсе, Каунасе, Аникщяй, Обеляй и в других местах Литвы прошли праздничные церемонии по случаю 80-летия этого "восстания".

Надо заметить, что по указанию властей в некоторых провинциальных городках появились много гостей из столицы, которые провели обширные мероприятия, прославляющие участников событий 23 июня 1941 года.

Так, в городке Обеляй (в 11 километрах от города Рокишкис на севере Литвы) в тот день собрались член Сейма Эдмундас Пупинис, один из лидеров литовских неонацистов Витаутас Синица, лидеры крупных кланов неонацистов Pro Patria и Kryptis, также байкеры из клуба неонацистов "Ворай". Они устроили и концерт, и декламацию стихов, и фуршет.

© Photo: Гедрюс Грабаускас
Церемония поминовения участников восстания, Обеляй, 23 июня 2021 года

В Каунасе в тот день выступал член Сейма Андрюс Купчинскас, командир Союза стрелков Литвы полковник Альбертас Дапкус, известный неонацист, в прошлом член Сейма Аримантас Думчюс и другие, поминальную службу провел ксендз Саулюс Битаутас.

В Вильнюсе прошло больше всего мероприятий, например, конференция "Восстание июня 1941 года в Литве: на стыке памяти, истории и политики", на которой известные историки зачитывали доклады, посвященные "доблестным защитникам родины". Также там состоялась презентация книги о восстании, в которой участвовал министр обороны Арвидас Анушаускас и члены Сейма.

Вечером там же состоялась церемония поминовения участников восстания, после которой в центре города появились светящиеся надписи "Спасибо, Шкирпа!"( на литовском и английском языках). Чтобы понять шок, который производят эти надписи на образованную публику, можно только если представить в Риме надписи "Спасибо, Муссолини!" – примерно такой же эффект они вызовут.

© Photo: Гедрюс Грабаускас
Надпись "Спасибо, Шкирпа!" в центре Вильнюса, 23 июня 2021 года

Да, Шкирпа – это культовая фигура для неонацистов Литвы. Некоторые его соратники были не менее жестокими фашистами, только не такими известными. Скажем, активисты ФЛА Йонас Пирагюс и Бронис Райла отличились как близкие пособники оккупантов, в 1944 году покинули Литву и сбежали на Запад и там жили, поскольку их так и не выдали литовской прокуратуре в 1955–1970 годах, игнорируя запросы об экстрадиции.

Разжигание русофобии и антисемитизма до сих пор являются актуальными проблемами Литвы, как и унижение настоящих героев. Стоит ли удивляться, что в Литве так много проявлений юдофобии: осквернение синагог, еврейских кладбищ, угрозы представителям еврейских общин, появление статей антисемитского содержания в СМИ.

К сожалению, нескоро еще правительство сведет на нет героизацию нацизма и проявление ксенофобии. Пока у власти стоят крайние политики, такие как Лауринас Касчюнас, дело с мертвой точки не сдвинется. И в Литве так и будут считать массовые убийства мирных жителей "героизмом".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.