Годы и регалии не помеха: Белоруссия не упустит шанс восстановить справедливость

Белорусская прокуратура хочет допросить бывшего президента Литвы, пособника известного коллаборациониста, и тем самым исправить ошибки прошлого.

Белорусские органы прокуратуры заинтересовались личностью бывшего президента Литвы Валдаса Адамкуса. Дело в том, что совсем юный Волдемарас Адамкявичус во время Великой Отечественной войны побывал в услужении у Антанаса Импулявичюса, более известного под прозвищем "минский мясник".

И один этот факт оправдывает повышенное внимание к Адамкусу со стороны правоохранительных структур Белоруссии. Это был один из самых жестоких участников Холокоста.

До войны шеф будущего президента постсоветской Литвы сделал карьеру в армейских структурах, дослужился до звания майора Генерального штаба вооруженных сил Литвы.

В 1940 году, когда Литва стала советской, высокопоставленного офицера арестовали. Однако в июне, когда немцы уже были на подходе, литовские вооруженные националисты начали антисоветское восстание. Антанасу Импулявичюсу удалось бежать из тюрьмы.

Вскоре после нацистской оккупации Антанас предложил свои услуги новым хозяевам и возглавил один из батальонов шуцманшафта, который отличился в организации карательных акций в Каунасе.

Об этих акциях в исторических документах невозможно читать без ужаса. Подробности расправ с населением леденят душу.

© Sputnik/ РИА Новости
Расстрел литовских партизан. Каунас, 1941 год

Однако немецкому оккупационному командованию не хватало сил для борьбы с белорусскими партизанами. Для этого вполне сгодились литовские националисты.

Юноши брали в руки выданное им оружие и под руководством экс-офицеров режима диктатора Антанаса Сметоны совершали преступления против человечности.

Десятки тысяч евреев, белорусов, советских военнопленных стали жертвами литовских карателей, которые совершали массовые убийства как по идеологическим причинам, так и из корыстных побуждений.

Историк: В Прибалтике стараются не говорить о карательных батальонах на службе у Гитлера >>>

О жестокости батальона Импулявичюса оставили отзывы даже лишенные сантиментов немецкие гебитскомиссары и солдаты вермахта. Эти донесения, давно раскрытые и проанализированные историками, могут стать неопровержимыми доказательствами вины литовских коллаборационистов в ходе судебного разбирательства.

Список военных преступлений Импулявичуса и его соратниками был составлен уже в 1945 году. Одно из самых громких – участие в казни Марии Брускиной, активистки белорусского антифашистского подполья 26 октября 1941 года. Ей было всего семнадцать лет.

Мария Брускина перед казнью с табличкой в руках "Мы партизаны, стрелявшие по германским войскам", 26 октября 1941 года

Она носила пропитание военным и гражданским узникам концлагеря "Дрозды" в трех километрах от Минска, а затем организовала конспиративную группу по организации спасения командиров и политработников Красной армии. Ее выдал бежавший военнопленный, схваченный и допрошенный абверовцами.

Немцы вышли на ее след и арестовали вместе с другими партизанами-антифашистами. Доподлинно известно, что в показательных казнях белорусских подпольщиков участвовали литовские каратели.

В том 1941 году Адамкус еще не был активным соратником Импулявичюса, но и он нашел себе дело – издание нацистских пропагандистских агиток и проведение разъяснительной работы среди сверстников. Это тоже одна из форм коллаборационизма.

В декабре 1943 года он и его подельники утопили в крови Березино, городок в Минской области. Потом нацисты решили, что пора проверить Импулявичюса в бою с победоносно наступающей Красной армией.

В 1944 году он оказался в 1-м батальоне 2-го полка Армии обороны отечества – коллаборационистского формирования, призванного остановить наступление советских войск в ходе операции "Багратион". Конечно, после разгрома нацизма литовским карателем заинтересовались советские правоохранительные органы.

Но Антанас Импулявичюс вовремя улизнул к "союзникам", которые взяли под контроль западную часть поверженной Германии, а потом перебрался за океан и благополучно избежал высшей меры наказания, к которой его приговорил Верховный суд Литовской ССР в 1962 году. И это только полбеды.

Главная беда в том, что таких, как Антанас Импулявичюс, по всей Прибалтике были тысячи. Участники карательных подразделений, полицейских батальонов, вспомогательных групп сеяли смерть и разрушение по всей территории СССР, захваченной гитлеровским Рейхом. Это были услужливые, на все готовые помощники, добровольно выполнявшие самую черную и грязную работу.

Но многие из них своевременно перешли под крыло своих новых покровителей, выступивших из-за спины фюрера, который после гибели в берлинском бункере более никому не был интересен.

Все пронацистские группировки из Латвии, Литвы, Украины, Эстонии были переправлены в уютные и безопасные места. Они были нужны в контексте разгоревшейся Холодной войны. Их Запад использовал для того, чтобы в перспективе максимально навредить Советскому Союзу.

Бывшие каратели были сверхмотивированными русофобами, которые готовы были пойти на все, только бы внести свой вклад в дело уничтожения советского строя. Так и рассредоточились по американским, канадским, австралийским, шведским, западногерманским городам тысячи беглых карателей.

Они создавали антисоветские, антирусские лиги, сообщества, альянсы и оказывали посильную помощь разведструктурам США. Импулявичюс – не исключение. Соединенные Штаты игнорировали все запросы советской стороны о его выдаче, и он скончался в 1970 году в Филадельфии, избежав какого-либо юридического преследования.

Как жил будущий президент после войны

Валдас Адамкус дожил до отделения Литвы от СССР. Чем он занимался на Западе? Биография его очень богата.

Во-первых, он был спортивным активистом, и еще в 1948 году принял участие в Олимпиаде "порабощенных народов", на которой завоевал медали. По американской терминологии, "порабощенные" – это народы, оказавшиеся под игом коммунизма. Иными словами, все народы СССР и соцлагеря.

Активистами организаций "порабощенных народов" были люди с более или менее выраженным нацистским прошлым. Адамкус в их числе.

Ради них в Германии открывались литовские и латышские гимназии. Их с удовольствием брали на профильные факультеты ведущих западных вузов. Им везде обеспечивали зеленый свет, а на определенном этапе их начали запускать в Советский Союз.

Согласно открытым источникам, Валдас Адамкус ежегодно бывал в Стране Советов начиная с 1972 года. Чем он там занимался? Экологией. Вопросами чистоты окружающей среды. Отличное прикрытие для иноагента во все времена.

Именно проектами радикального экологизма начали в 1970-е годы расшатывать здание Советского Союза. Будучи председателем и куратором ряда сообществ американских литовцев, Валдас Адамкус преспокойно оказывался в Литовской ССР и встречался там с кем надо.

Арестовывали ли его в аэропорту прямо по прибытии? Бросали ли его, запятнанного сотрудничеством с "минским мясником", в коммунистические застенки? Устраивали ли показательные процессы? Ничего этого не было.

Руководство СССР еще с 1946 года взяло на вооружение стратегию всепрощения в отношении прибалтийских коллаборационистов. С одной стороны, допустив роковую историческую ошибку.

С другой стороны, представьте, если бы в те годы начали открыто говорить о преступлениях латышей и литовцев в Белоруссии и западных областях России в 1941–1945 годы? Никакого бы братства народов не получилось. Шаткий межнациональный мир по принципу "кто старое помянет, тому глаз вон" был достигнут.

Огромное количество экс-легионеров, неосужденных карателей, культурных коллаборационистов, не пройдя даже формальной денацификации, были интегрированы в общественную жизнь Советского Союза.

Они успешно делали карьеру и занимали ведущие должности на различных предприятиях Советской Прибалтики. Бывало и так, что в одном коллективе могли работать как бывший каратель, так и члены семьи его жертвы.

Что происходит сегодня

Нельзя не вспомнить в данном случае Шарля де Голля, которому приписывается фраза о том, что если наказывать всех коллаборационистов, то кто тогда останется во Франции. И так постыдные страницы балтийского коллаборационизма закрывались друг за другом.

С тем, чтобы открыться сегодня, когда все карты оказались на столе. Официальные Рига и Вильнюс заняли непримиримую позицию в отношении Белоруссии. Их грубое вмешательство во внутренние дела и участие в гибридных провокациях против Минска ни для кого не являются секретом.

Конечно, президент Александр Лукашенко может наказывать прибалтов экономическими санкциями, но для полновесной картины их недостаточно. Белорусское руководство долгие годы отказывалось ворошить неприглядное прошлое Литвы и Латвии. Но в этой ситуации сами Рига и Вильнюс не оставляют Минску другого выбора.

Интерес к Адамкусу – лишь верхушка айсберга. Ведь можно публично вспомнить и жуткие акты этноцида, осуществленные преимущественно руками латышских полицейских батальонов во время операции "Зимнее волшебство" зимой – весной 1943 года.

В советской историографии она была известна под названием "Освейская трагедия". И в официальных источниках о ней говорили как о бесчеловечном акте, осуществленном "немецко-фашистскими захватчиками".

А латышей и литовцев старались не трогать. Зачастую по просьбам руководящих коммунистических чиновников этих республик.

Поэтому неосведомленные белорусы так долгие годы и думали, что их соотечественников убивали или угоняли на каторжные работы немцы. И только позже вскрылась и продолжает вскрываться страшная правда.

Живы еще свидетели тех карательных рейдов, которые тогда были совсем маленькими детьми. Живы и каратели или их пособники, как Валдас Адамкус.

Изданы материалы, в которых открыто говорится о том, как латышские крестьяне-середнячки в годы нацистской оккупации фактически с невольничьего рынка получали в свое распоряжение бесплатную рабсилу – юношей, девушек из сожженных белорусских деревень.

Существуют многочисленные свидетельства, как белорусских мальчиков и девочек заключали в детские бараки страшнейшего в Прибалтике концлагеря "Саласпилс".

© РИА Новости
Концентрационный лагерь Саласпилс (концлагерь "Куртенгоф") на территории оккупированной нацистской Германией Латвии.

В конце концов, раскрыты и опубликованы материалы допроса руководителя СС и полиции порядка в "Остланде" Фридриха Еккельна, который открыто рассказывал о бесчинствах прибалтийских карателей. Его и его четверых соратников повесили в начале февраля 1946 года в Задвинье. Но только их одних. А сами исполнители зачастую оставались и остаются безнаказанными.

Работы у российских и белорусских следственных органов непочатый край. Преступления такого рода не имеют срока давности.

Важно знать, что дважды президент Литвы Валдас Адамкус, будучи порученцем "минского мясника", может оправданно подозреваться в причастности к совершению военных преступлений.

Это несмываемое пятно с репутации страны. И если официальный Минск начнет устраивать открытые судебные процессы над прибалтийскими коллаборационистами, тем самым будет восстановлена историческая справедливость. И это можно только приветствовать.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.