Коллективный Запад и раньше не очень походил на пример свободы слова и гражданского общества. Доказательством тому может служить недавний визит в Москву верховного представителя ЕС по внешней и оборонной политике Жозепа Борреля.
Коллеги Борреля обвиняли его в излишне мягкой позиции по отношению к России. Ему "пришлось" оправдываться.
В ответ на это бывший глава Женералитета Каталонии Карлес Пучдемон вспомнил про преследования и репрессии испанских властей против участников каталонского руководства, которое организовало известный референдум о независимости республики 2017 года.
В итоге девять политиков из Барселоны получили срок от 9 до 13 лет лишения свободы. Многих других, включая Пучдемона, Мадрид периодически объявляет в международный розыск, что существенно ограничивает возможности участия в политической и общественной жизни собственной страны.
Пучдемон считает, что "либерально-демократического" Запада больше нет, и никто даже не делает вид, что права человека соблюдаются в отношении тех, кто критикует основные направления внешней и оборонной политики Запада.
Говоря про Запад и несвободу выражения мнений, можно упомянуть Францию, власти которой жестко подавляли протесты "желтых жилетов". И Великобританию, которая, хоть и покинула Евросоюз, продолжает считать себя образцом англосакской демократии, преследуя при этом журналиста Джулиана Ассанжа по заказу американских партнеров.
Не лучше ситуация и в странах Восточной Европы. Произвольные задержания, аресты, обыски и разные форматы запугивания – все это повседневная жизнь жителей стран, которые с 2004 по 2007 год получили статус полноправных членов ЕС.
Совершенно правильно обратил внимание глава российского МИД Сергей Лавров, что вступление этих стран в ЕС с точки зрения принятых в Брюсселе стандартов сегодня было бы сложно представить.
Ведь для этого необходимо было выполнение Копенгагенских критериев 1993 года, среди которых основное место занимают как раз свобода выражения мнений, свобода слова и право на общественную и политическую активность.
При этом страны Восточной и Центральной Европы выступают с яркими заявлениями про состояние прав человека в России. Именно их политические руководства постоянно в авангарде всевозможных антироссийских резолюций и заявлений.
Только вот их поведение в отношении собственных оппозиционеров, журналистов и общественников наталкивает на мысль, что эти страны постепенно скатываются в авторитаризм, не считающийся с критикой собственных действий.
Мониторинг прав человека в Восточной и Центральной Европе позволил бы не только ответить тем, кто пользуется двойными стандартами в Европарламенте и других международных институтах.
Он позволил бы напрямую заявить о том, что политическое руководство "новых" членов ЕС не вправе рассказывать никому про права человека, пока не решит основных проблем в этой области у себя. Да и самому ЕС впору вспомнить про Копенгагенские критерии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.