Узник совести Палецкис: почему власти Литвы не закрывают дело о "русском шпионе"

У Генпрокуратуры Литвы нет весомых доказательств вины журналиста-международника Альгирдаса Палецкиса в деле о "подпольной шпионской сети", работавшей в интересах разведок РФ.

Литва чрезмерно затянула судебный процесс по резонансному делу о "подпольной шпионской сети", во главе которой якобы стоял политолог Альгирдас Палецкис. Прокуроры утверждают, что подпольщики работали в интересах "одной из разведок Российской Федерации", но не готовы уточнить, какой именно.

После нескольких пустых судебных заседаний впечатление складывается такое, что у обвинения нет весомых доказательств вины подсудимого. Допущение противоречит не только логике, но и фактам, которыми недавно так гордились литовские правоохранительные органы.

Взгляд в 2018 год

Декабрьская пресс-конференция 2018 года стала точкой отсчета в разоблачении "российских шпионов". Журналист агентства BNS Саулюс Якученис 19 декабря вел прямой репортаж с брифинга и вот что отмечал: "Задержано несколько лиц, в том числе бывший председатель Социалистического народного фронта Альгирдас Палецкис. Его взяли с уликами, он занимался сбором информации по заказу спецслужб РФ".

"Есть и другие задержанные, – сообщил тогда на пресс-конференции генеральный прокурор Эвалдас Пашилис. – Деятельность продолжалась длительное время, она была сознательной".

Генкомиссар полиции Линас Пярнавас утверждал: при проведении расследования была выявлена "целая сеть лиц, деятельность которых представляет угрозу национальной безопасности нашей страны. Если бы эта сеть не была вскрыта, думаю, Литве угрожала бы серьезная опасность. Во время обысков найдено много различных данных и файлов, которые тесно связаны с объектом этого дела".

Линас Пярнавас

Журналист Якученис добавил: обнаруженное позволяет предполагать, что подозреваемые занимались сбором информации непубличного характера, однако не раскрывается, была ли она засекреченной.

Директор Департамента госбезопасности Дарюс Яунишкис на пресс-конференции подчеркнул: целью незаконных действий было оказание влияния на политические процессы в Литве:

"Для этого вербуются лица, которые могут напрямую или через посредников формировать программы политических партий или их структуру, пользуясь различными медийными каналами, содействовать укреплению мягкой силы России в нашей стране".

Госбезопасность называла Палецкиса "руководителем партии, члены которой участвуют в направленных против США и НАТО пророссийских пропагандистских акциях, усилении информационных, разведывательных операций".

Дело ясное, что дело темное

По законам Литвы, уличенным в шпионаже грозит лишение свободы на срок от двух до 10 лет. Если исходить из фактов, прозвучавших 19 декабря 2018 года от руководителей полиции, Генпрокуратуры и Департамента госбезопасности (ДГБ), Альгирдас Палецкис и его подельники заслужили максимальное по степени тяжести наказание, а дело выеденного яйца не стоит.

Но вот незадача – оно топчется на месте, от него дурно пахнет. Литовская пресса, готовая загрызть коллегу по перу, перестала интересоваться горячей темой. Вильнюсский окружной суд, которому нужно было заниматься процессом, взял самоотвод, что тоже дает почву для размышлений.

"Шпионов" передали в Шяуляй, а там судьи пошли по пути либерализации заседаний в пользу обвиняемого – сделали их открытыми, смягчили меру пресечения до "интенсивного присмотра" с 21.00 до 06.00, пригласили на заседание свидетелей.

Последний шаг странен – какие свидетели могут проходить по делу "о шпионаже в интересах российской разведки"? Трудно представить, чтобы Альгирдас, будь он резидентом, рассказывал о "подпольной сети" направо и налево.

Без натяжек можно заключить – официальный Вильнюс демонстрирует, что загнан в угол. Фемида не может не осудить Палецкиса, отказаться от аргументов обвинения и принять сторону – это станет поражением не только прокуроров, но и полиции в паре с ДГБ.

Оправдательный вердикт будет равен обвинению правоохраны и специальной службы в некомпетентности, подлоге и фальсификации фактической стороны досудебного расследования. К тому же победа Палецкиса может привести Литву к расколу на лагеря или противостоянию "всех против всех".

Осудить Палецкиса – означает обречь обвинение на долгие тяжбы в судах разных инстанций, включая Европейский суд по правам человека. Журналист-международник становится официальным узником совести и восточноевропейским знаменем борьбы за права человека.

Поэтому в данный момент времени литовская Фемида выбирает из двух зол то, которое в долгосрочной перспективе окажется меньшим. Тут можно только вернуть властям Литвы слова, адресованные министром иностранных дел Габриэлюсом Ландсбергисом России: когда "хорошего выигрышного решения нет, где бы ты ни был, там ожидает неудача".

О выгодополучателях

Журналисты много писали на поднятую сегодня тему, в основном о прогнозах. В отличие от коллег, автор статьи решила взглянуть на ситуацию иначе: кто стал выгодополучателем от дела "о подпольной шпионской сети во главе с резидентом Палецкисом"?

Бывший президент Литвы Даля Грибаускайте. Она боялась потерять власть, поэтому за счет нараставшего финансирования укрепляла специальные службы и правоохранительные структуры, убирая не оправдавших доверие и расставляя на руководящие должности своих людей.

Грибаускайте оставила ужасное политическое наследство. Президент Гитанас Науседа любит говорить о возрождении сталинизма в некоторых соседних странах, но не замечает, что реанимация управленческих методов Иосифа Сталина в собственной стране шагнула гораздо дальше, чем где бы то ни было.

Линас Пярнавас. Он стал руководителем литовской полиции в 2016 году, а осенью 2018 года уже знал, что будет назначен атташе по полицейским вопросам в Соединенном Королевстве. Это кабинетная, "бухгалтерская и пенсионерская" должность с хорошим окладом.

Чтобы не промахнуться мимо цели, Пярнавас из кожи вон лез на старте "шпионского скандала". Наверное, проявил себе хорошо, поскольку 12 ноября 2019 года получил-таки назначение в Лондон помогать тамошним "шерлокам холмсам" в проверке информации, идентификации лиц и непосредственно участвовать в местных операциях, когда подозреваемыми являются граждане Литвы.

Эвалдас Пашилис. Звезд с неба не хватал. Реформ в прокуратуре не было заметно, существовало недовольство управлением, авторитет прокуратуры в обществе не рос. Президент Науседа был недоволен тусклым генпрокурором, который на высокой должности так и остался судьей провинциального суда.

Экс-генпрокурор Литвы Эвалдас Пашилис

Тем не менее отведенный ему срок Пашилис в кресле самого главного прокурора Литвы отсидел, даже на излете участвовал в конкурсе на пост в Суд общей юрисдикции ЕС, но Науседа не одобрил кандидатуру: чиновник не отвечает требованиям, выдвигаемым к этому посту. 29 декабря 2020 года Пашилис без шума освободил кресло генпрокурора.

Дарюс Яунишкис. Директор Департамента государственной безопасности выиграл в деле Палецкиса самый большой приз. Разоблачение "шпионской сети" позволило ему укрепиться в должности и получить ее второй раз подряд.

При Грибаускайте он смотрел Дале в рот, при Науседе стал манипулировать Гитанасом. Например, пытался протолкнуть на должность начальника военной разведки своего товарища, полковника Саулюса Гузявичюса.

Дарюс Яунишкис

Пока не получилось, но Яунишкис продолжает попытки прибрать к рукам власть, валяющуюся под ногами. Его цель – стать королем полицейского государства.

Чтобы внимание к собственной персоне не ослабло, вслед за "шпионом" Палецкисом агенты ДГБ вскрыли "шпионскую деятельность" общественного деятеля Алексея Грейчуса из Клайпеды, да еще попробовали притянуть к нему организаторов народного движения "Бессмертный полк Литвы".

Надо полагать, в 2021 году агенты Яунишкиса отыщут еще какое-нибудь "ядовитое гнездо", которое в очередной раз окажется развесистой клюквой, рассчитанной на поддержание напряжения в Литве и готовность "упаковать" любого подозрительного или несогласного с генеральной линией.

Жизнь продолжается

Альгирдас Палецкис своей вины в судебном присутствии не признает, обвинения отрицает и ждет объективного и справедливого вердикта. Сторонников у него все больше, хотя у противников куда больше рычагов воздействия на литовскую Фемиду.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.