Дело Алексея Грейчуса: в Литве продолжается охота на "шпионов"

© Sputnik/ Vitaly Belousov

Еще не закончился судебный процесс по обвинению в шпионаже известного публициста и политического деятеля Альгирдаса Палецкиса, как литовская прокуратура передала в Окружной суд Клайпеды несколько томов второго "шпионского детектива".

В Литве продолжается судебный процесс над политическим деятелем и публицистом Альгирдасом Палецкисом, но при этом прокуратура занялась другим "шпионом". На этот раз в качестве мишени выбран видный гражданский активист, координатор "Бессмертного полка" в Клайпеде Алексей Грейчус, директор Балтийской молодежной ассоциации "Ювенис".

И хотя география обоих дел различная – Палецкиса судят в Шяуляй, Грейчуса – в Клайпеде, но разительная схожесть обоих сценариев невольно бросается в глаза.

Алексей Грейчус

Детектива два, сценарий – один

И там, и тут фигуранты происходят из известных и даже героических литовских семей.

Отец Альгирдаса – Юстас Винцас Палецкис, бывший евродепутат, дипломат, именно он когда-то подписал Акт независимости Литвы. Дед – Юстас Игнович Палецкис, был первым председателем президиума Верховного Совета Литовской ССР, писатель и журналист.

Алексей Грейчус, педагог по профессии, владелец книжного издательства – внук учителей Йонаса и Марийоны Грейчусов, чьи имена увековечены на Аллее праведников народов мира в Иерусалиме. За спасение евреев во время Холокоста в Литве оба его предка удостоены звания Праведников народов мира.

Отец Алексея – известный литовский журналист, писатель Римантас Грейчус, в детстве переживший и налет гестапо на их дом, и депортацию после войны вместе с родителями и сестрами в далекую Сибирь. Теперь на старости лет Римантасу приходится сражаться уже с литовскими властями за собственного сына.

© фото из личного архива Алексея Грейчуса
Римантас Грейчус с родителями Йонасом и Марийоной на поселении в Сибири, 1950 год

Альгирдас и Алексей – оба придерживаются левых взглядов, участвуют в сохранении памяти о советских воинах, спасших мир от нацизма, дружат с российскими коллегами и соратниками, пишут статьи, издают книги, имеют свои взгляды на историю и современность и не скрывают их.

Что еще роднит эти "шпионские" дела? В обоих присутствуют по два фигуранта – один, который все отрицает и настаивает на своей невиновности, и второй, который охотно сотрудничает со следствием, раскаивается и дает признательные показания, в том числе и на своего "подельника".

Как видно, неизвестный автор методички "по охоте за русскими шпионами" особо не заморачивается, да и разнообразием деталей себя не утруждает. Оба "детектива" написаны чуть ли не под копирку, совпадая даже в мелочах.

В деле Палецкиса главного свидетеля обвинения поначалу подцепили на крючок найденной у него детской порнографией, а вскоре он начал давать показания против Альгирдаса. Именно те, которых так не хватало следствию.

В деле Грейчуса, по сообщениям литовской прокуратуры, также упоминается некий житель из приграничного с Калининградской областью района Литвы – Миндаугас Туникайтис, который еще в 2014 году якобы был завербован российским разведчиком, назвавшимся Петром.

Петр, свободно говоривший по-литовски, быстро завязал знакомство с местным жителем на литовско-российском пограничном переходе. По утверждению прокуратуры, "незначительные просьбы, например, купить настенный календарь или бутылку вина в Литве, в конечном итоге превратились в деятельность против Литвы".

Как можно понять из слов прокурора, вскоре литовец по просьбам "куратора" начал оказывать ему мелкие "шпионские услуги за денежное вознаграждение" – фотографировать разные объекты, собирать интересующие того публикации, участвовать в разных открытых общественных мероприятиях, делясь потом с Петром фотографиями.

А в Литве с этим делом довольно строго. Как пояснил директор литовского Департамента госбезопасности, простые жители, даже если они и не владеют государственными секретами, всегда должны быть настороже.

Ибо по литовским законам, о чем гражданам напомнил представитель службы безопасности, "передача любой общедоступной информации иностранной разведке является преступлением. Совсем неважно, что на переданной фотографии изображено – улица или горшок с цветком. Это не шутки, именно так литовские спецслужбы трактуют статью о шпионаже.

Допустим, попадется вам на улице незнакомец, который спросит, как пройти в библиотеку. Вы, естественно, покажете иностранцу, где в вашем городе расположен объект культуры. А если еще и сфотографируете гостя на фоне местного цветочного горшка – все, ждите! За вами придут.

Спасающим погибающих

Внук праведников мира Алексей Грейчус еще успел застать в живых своего деда, но про годы нацистской оккупации тот ему ничего не рассказывал, видимо, жалел мальчишку. Рассказал позже отец.

Римантасу было шесть лет, когда в 1944 году их дом на окраине города окружили немцы и их литовские пособники. Всю семью выгнали во двор.

Отец Римантаса, директор местной гимназии, прятал в доме учительницу-еврейку Сару Кантор, кто-то прознал про это и донес в гестапо. Как полицаи не нашли тогда бедную женщину, укрывшуюся на чердаке под кучкой грязной соломы, до сих пор остается загадкой.

Уходя ни с чем, полицай предупредил хозяев, что они еще вернутся, найдут еврейку и всю семью расстреляют.

Сара Кантор выжила. После войны разыскала мужа и сына, у них родился еще один мальчик. Спасенная литовскими учителями женщина прожила долгую и счастливую жизнь.

Судьба развела их с Грейчусами по разным странам, но своим сыновьям она часто рассказывала про своих спасителей. И те спустя годы нашли Римантаса, но его родители к тому времени уже были в мире ином.

В 2015 году по приглашению израильского посольства сын праведников Римантас Грейчус приехал в Вильнюс, где ему вручили памятную медаль, на которой было выгравировано "Спасающим погибающих". Затем посмертно "Крестами спасения погибающих" его родителей наградила президент Литвы Даля Грибаускайте.

© фото из личного архива Алексея Грейчуса
Римантас Грейчус и президент Литвы Даля Грибаускайте, Литва, 2015 год

Долгая дорога в Сибирь и обратно

А вот в послевоенном 1949-м вместо награды все семейство директора Пагегяйской гимназии Йонаса Грейчуса отправили этапом в Сибирь. Опять по доносу доброжелателей.

По словам Римантаса, главу семейства тогда это не очень расстроило, так как он начал получать угрозы от "лесных братьев", которые требовали, чтобы директор гимназии составил им списки учеников-комсомольцев.

Йонас всячески отнекивался, но над ним нависла опасность расправы. Так что, возможно, депортация спасла семью от гибели. В 1955 году Грейчус был полностью реабилитирован, вскоре семья вернулась в Литву.

© фото из личного архива Алексея Грейчуса
Дом Грейчусов в сибирской ссылке, 1950-е годы

Повзрослевший в ссылке Римантас привез из России жену – русскую красавицу, сибирячку, будущую маму Алексея. Всего в их семье росло шестеро детей, Алексей был самым младшим. Отец работал сначала учителем, а затем директором деревенской школы, преподавал историю.

Однажды он дал задание ученикам описать какую-нибудь интересную историю, услышанную от родителей. Из одного такого сочинения учитель узнал, что недалеко от той школы в 1941 году проходила государственная граница СССР.

Мальчик описывал, где находилась застава, как отчаянно сражались с немцами советские пограничники. Директор гимназии занялся поисками уцелевших бойцов этой заставы, а затем и восстановлением событий первого дня войны на участке всего 105-го погранотряда.

Долгое время оставалась неизвестна судьба ядра погранотряда во главе с начальником майором Бочаровым.

И лишь после того, как на безымянной братской могиле был найден орден боевого Красного знамени, принадлежавший Бочарову, по инициативе Римантаса Грейчуса останки 72 пограничников были торжественно перенесены на воинское кладбище, а на месте их гибели установлен памятник.

В 1970–1980-е годы Римантас Грейчус проводил в Литве встречи ветеранов 105-го погранотряда, написал книгу "Служили парни на границе", был награжден медалью "За отличие в охране государственной границы СССР". В 2013 году книга была дополнена, переиздана и передана в библиотеки всех погранотрядов современной России.

Писатель Римантас Грейчус

В доме Грейчусов часто бывали ветераны войны, приезжали и бывшие узники фашистского концлагеря в Алитусе. Подросший Алексей тоже с интересом слушал их рассказы.

После учебы в вузе он некоторое время работал в школе в Алитусе, поддерживая семейную учительскую династию, был преподавателем русского и английского языков. Но после переезда в Клайпеду Алексей Грейчус занялся издательской деятельностью, сосредоточившись на военно-исторической тематике.

Именно к нему обратились бывшие малолетние узники концлагерей из местного сообщества, предложив издать сборник их воспоминаний о пережитом в фашистской неволе.

В 2012 году такой сборник вышел – "Не забыть того, что забыть нельзя". После этого Алексей переиздал книгу отца о погибших пограничниках, дополнив ее новыми материалами. Всего при его участии в свет вышло около десяти книг и сборников.

В эти же "издательские" годы Алексей активно включился в общественную жизнь русскоязычного сообщества Клайпеды, учредив в 2012 году Балтийскую молодежную ассоциацию "Ювенис".

Вместе с другими увлеченными молодыми людьми они проводили концерты военной песни, устраивал памятные мероприятия, посвященные Второй мировой войне, организовывал субботники по уборке воинских захоронений. Вместе с товарищами Алексей развозил подарки ветеранам войны на Новый год.

В 2016 году по его инициативе в Клайпеде был организован "Бессмертный полк", который он и возглавил. Начиная с 2011 года, статьи и фоторепортажи Алексея начали публиковаться в местной прессе и в интернете.

Часть II. Русский "шпион" Алексей Грейчус: власти решили "придушить" гражданских активистов >>>

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.