Реквием по свободному интернету. Российские СМИ "ставят крест" на YouTube и Facebook

© РИА Новости

Прошедший год можно смело назвать годом обострения русофобских настроений в Прибалтике, который вылился в очередное преследование российских медиа. Что происходит с российскими СМИ на западных интернет-площадках, рассказал журналист Максим Кононенко.

В июле Литовская комиссия по радио и телевидению (ЛКРТВ) вслед за Латвией запретила вещание российского телеканала RT на своей территории. Уже осенью ЛКРТВ пригрозила остановить ретрансляцию российского телеканала "РТР-Планета" из-за расхождения во взглядах на международные отношения.

Апогеем медийного невроза стали обыски латвийскими органами госбезопасности русскоязычных журналистов, работающих с порталами Baltnews и Sputnik Латвия, и возбуждение против них уголовных дел за якобы нарушение санкционного режима. Не отстают от прибалтов и мировые интернет-площадки. В конце года Facebook снова без объяснения причин заблокировал страницу Baltnews. Видеохостинг YouTube тоже занимается жесткой цензурой, удаляя страницы и ролики неудобных СМИ.

О том, чем вызвана такая политика ограничения прав журналистов, как на это стоит реагировать и что ждет мировые СМИ, Baltnews обсудил с публицистом, колумнистом RT Максимом Кононенко.

© Sputnik/ Руслан Кривобок
Журналист Максим Кононенко

– Г-н Кононенко, в декабре прошлого года в Латвии прошла волна арестов и обысков среди журналистов, сотрудничающих с российскими СМИ. По-вашему, какие ответные меры должна предпринять Россия?

– Нужно эвакуировать всех журналистов из Латвии, закрыть границу с этой страной и забыть о ее существовании. Я бы вообще всех русскоязычных граждан оттуда вывез, потому что там нечего делать. Я не понимаю, почему мы, гигантская страна, должны заниматься какими-то диалогами. Кому нужна эта Латвия? Это моя базовая концепция: ледяное презрение ко всем тем, кто нам гадит.

– Прибалтика так активно борется с российскими СМИ, потому что страны Евросоюза потворствуют этому?

– Не без этого. Есть, наверное, люди, которые более трезво мыслят, например, [канцлер ФРГ] Ангела Меркель. А кто-то должен тявкать. Это же классическая история с Моськой и слоном. Ну, им и страшно еще, они боятся нас.

– А Европе это зачем?

– Журналистов везде притесняют, в том числе и в Европе. Достаточно посмотреть на то, что во Франции происходит.

А что такое Запад? Это тоже евродепутаты, которые точно так же, как американские и другие сенаторы – абсолютно бессмысленные люди, не знающие чем себя занять. Они должны как-то показать свою необходимость.

Им приносят из администрации президента написанные законы, а они уже на кнопочку нажимают. Поэтому когда в Европе что-то говорят – это означает, что это говорит Европарламент, который непонятно из кого состоит и непонятно зачем существует.

– В России ввели закон об ограничениях работы иностранных интернет-ресурсов за цензуру против россиян и российских СМИ. По-вашему, изменит ли ситуацию такой закон?

– Нет, это совершенно бессмысленная вещь.

– Почему? Ведь YouTube и Facebook регулярно нарушают права наших пользователей. Например, недавно Facebook заблокировал страницу портала Baltnews.

– Потому что мы, находясь на иностранной частной площадке, или играем по ее правилам, или уходим оттуда и делаем собственную.

Вообще претензии наших представителей СМИ к YouTube довольно странные, потому что видеоплеер везде одинаковый. YouTube – это не видеоплеер. Видеоплеер можно себе на сайт повесить и показывать там что угодно. Проблема в том, что никто не придет это посмотреть. А YouTube пригоняет вам зрителей, которые он насобирал. В этом его главная функция. Поэтому здесь странно высказывать недовольство тем, что YouTube увел свою аудиторию, которую он раньше поставлял бесплатно.

– Некоторые политики в таком случае предлагают заблокировать доступ.

– Закрыть его тоже не получится, потому что довольно большое количество наших сограждан зарабатывает там немалые деньги. Это очень серьезная индустрия, себе дороже выйдет.

– А с какой целью западные соцсети блокируют русскоязычные медиа?

– Мы тоже не приветствуем всякие западные средства массовой информации на своей территории. Это нормально. А они не приветствуют нас на своей территории. И это тоже нормально.

Чего они добиваются? Понимаете, ведь сенаторы и конгрессмены везде одинаковые. Поэтому владельцам крупных сервисов приходится делать какие-то пасы руками, чтобы эти сенаторы перестали вызывать их на слушания и не мешали им работать.

Я думаю, что руководству YouTube на русскую политическую пропаганду абсолютно все равно. Просто они хотят, чтобы руководство страны оставило их в покое.

– Какие выпады против российских СМИ стоит ожидать в ближайшее время?

– Ситуация так и будет развиваться – потихоньку будут прижимать журналистов и выдумывать какие-то непонятные поводы. Вообще в мире сейчас идет тенденция к окукливанию. Я пока перспектив в этом направлении не вижу, потому что если даже вакцины все делают себе собственные, никто не хочет совместно ничего разрабатывать, то что уж тут говорить про сферу медиа?

– Это означает, что, несмотря на открытость современного мира, страны будут переходить на внутренний интернет?

– Я думаю, что депутаты по всему миру спят и видят, чтобы интернет не был трансграничным. Это их "голубая мечта", не знаю, получится ли у них это сделать. Все окопаются, закроют границы, на YouTube выпилят всех, и будет как в Китае или Японии. Там нет западных СМИ, и Китаю как-то нормально. Им неинтересно, что происходит за их пределами.