Литве нужно думать и говорить о "еврейской проблеме" – эксперт

© РИА Новости

14 июня – годовщина депортаций советскими властями. В странах Балтии событие подается как "память жертв коммунистического геноцида", что является подменой исторических данных.

Ежегодно страны Балтии вспоминают жертв депортаций 1941 года. Балтийские политики подают этот день как "память жертв коммунистического геноцида". Кроме того, в странах Балтии проводится аналогия между депортациями эстонцев, латышей, литовцев и Холокостом.

Главный научный сотрудник Института Европы Российской академии наук (РАН) Николай Межевич считает, что подобная подача является фальсификацией истории. По его мнению, антироссийские заявления балтийских республик можно объяснить стремлением объединить людей.

"Понятно желание националистов современной Прибалтики в условиях развалившейся экономики, в условиях падения рейтингов одновременно всех политических партий найти виновного в том, почему они живут не так хорошо, почему у них закончилось советское экономическое наследство, почему их игнорируют в большей или меньше степени в Брюсселе, почему они становятся не нужны даже Вашингтону. Ну и в этих условиях объединить людей проще всего через злобные антироссийские выходки", – сказал Межевич порталу Baltnews.

Что на самом деле произошло?

На территории Латвии, Литвы и Эстонии, которые еще не входили в состав Советского Союза и управлялись местными правительствами, НКВД провел ряд арестов, которые представляли угрозу для советской власти, напомнил Николай Межевич:

"Это были представители генералитета и офицерства Эстонии, Латвии и Литвы. Это было некоторое количество крупных промышленников и владельцев крупных земельных наделов, это были представители общественных организаций, связанных с защитой края или общественных организаций националистического характера, и еще один очень важный момент – вполне значимую часть этих граждан составляли русские. Правда, есть нюанс, какие русские? Бывшие офицеры – например, в Эстонии армия [генерала Николая] Юденича и [генерала Павла] Бермондта-Авалова, священники, эмигранты, настроенные против советской власти еще в 20-м году. Да, эти люди попали под выселение".

Эксперт отметил, что в истории все власти, оказываясь на территориях, где проживает нелояльное к ним население, решали проблему остановкой сопротивления.

"Мы сейчас не говорим о степени законности власти, мы говорим, например, о том, что в оккупированной фашистами Эстонии, Латвии, Литве евреи были уничтожены поголовно. В Литве более 200 тысяч человек, большая часть – без малейшего участия немцев. Вот о чем надо думать и говорить в Вильнюсе. В Латвии евреев было меньше, в Эстонии вообще еще меньше, но погибли всюду все, практически все. "Юденфра", – рапортовали в Берлин фашистские наместники Таллина, Риги и Вильно", – подчеркнул Межевич, добавив, что "это было сделано – "юденфрай" – гораздо раньше, чем в других оккупированных республиках СССР, в частности, на Украине и в Белоруссии.

"Местное население порешало еврейскую проблему, как они эту проблему видели. Что же касается депортации, то сегодня с позиции 2020 года мы не можем их не осуждать, ибо это было насилие над личностью, это были внеправовые репрессии, но люди в большинстве случаев эвакуировались с вещами, с семьями, что повышало возможность выжить и эвакуировались не в тюрьму, не в концлагерь, а, как нам часто говорят наши балтийские соседи, – в Сибирь", – резюмировал Николай Межевич.