Новость, что Россия и Литва договорились совершить обмен шпионами, облетела все СМИ. И это неудивительно. Событие резонансное и поистине историческое, особенно на фоне параноидальной шпиономании Вильнюса.
Первые шаги на пути к обмену
Российский МИД, отвечая на вопрос журналистов об обмене шпионами с Литвой, заявил, что не располагает информацией по данному вопросу. Почему – разберемся чуть позже.
О том, что Москва и Вильнюс достигли такой договоренности, очень четко и ясно дает понять принятая литовским Сеймом поправка к Уголовному кодексу (УК) республики, в котором было детализировано право президента предоставить помилование лицам, осужденным за шпионаж.
"Подготовить проект побудило стремление повысить национальную безопасность, потребность правовыми средствами должным образом защитить граждан Литвы. (…) Дополнение создало бы основание применять институт помилования в таких случаях, когда главной причиной применения является соглашение двух государств о взаимном возврате граждан, действовавших в интересах безопасности своего государства", – заявил представивший проект председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Дайнюс Гайжаускас.
Согласно поправке, помилование применяется при достижении договоренностей с соответствующим зарубежным государством о возвращении в Литву литовского гражданина, который в этом государстве был осужден за шпионаж в пользу Литвы. Проект закона будет окончательно утвержден после проведения еще двух голосований в Сейме.
Если бы соответствующей договоренности между Москвой и Вильнюсом не было, парламент не стал бы в столь срочном порядке рассматривать поправки к УК об обмене шпионами. Такие вещи не происходят просто так, потому что группе депутатов захотелось. Внесение изменений в законодательство – это значительный шаг и яркий сигнал о подготовке обмена. Кроме того, это решение было принято на самом высоком уровне, а именно Госсоветом по обороне, который возглавляет президент Литвы Гитанас Науседа.
Почему молчит МИД России
Во время пресс-конференции официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, отвечая на вопрос журналистов об обмене, заявила, что она не располагает информацией на этот счет. И это неудивительно. Российская сторона в данной ситуации ведет себя осторожно, поскольку оснований доверять другой стороне соглашения – Литве – пока нет.
Здесь сразу вспоминается долгая процедура обмена пленными Украины и России. Попытки его провести срывались раз за разом, поскольку Киев то не соглашался на условия Москвы, то в списках украинских военнопленных появлялись новые "кандидатуры", о которых изначально и речи не было. Переговоры затягивались, поскольку не было никакой ясности в ситуации.
Как и в переговорах по транзиту российского газа через украинскую ГТС, в рамках которой киевские политики сегодня говорят одно, а завтра другое, Россия и в обмене военнопленными не могла доверять противоположной стороне переговоров. Садиться за стол переговоров с такими людьми очень сложно. Осторожность в данном случае – это дальновидный подход, который привел к положительному итогу. Обмен в итоге был проведен.
Аналогично ситуация складывается и с Литвой – МИД РФ откладывает все официальные заявления по этому вопросу, поскольку пока не может быть уверен в надежности литовской стороны. Вероятно, отсутствует и четкое понимание того, как именно будет осуществляться обмен.
По данным прибалтийских СМИ, которые ссылаются на информированные источники, Литва в рамках соглашения должна будет передать России осужденного два года назад сотрудника Федеральной службы безопасности РФ Николая Филипченко. Российская сторона, в свою очередь, передаст осужденных в 2016 году литовских граждан Евгения Матайтиса и Аристидаса Тамошайтиса.
Также осведомленные источники сообщают, что в соглашении об обмене значатся и осужденный в России гражданин Норвегии и еще один россиянин. Получается неравный обмен. Из-за отсутствия официальных данных пока сложно судить, будет ли это обмен, при котором Вильнюс передает Москве одного обвиненного в шпионаже, а российская сторона Литве – сразу четырех, или же это формат три на два соответственно. Однако и тот, и другой сценарий говорят о нарушении принципа взаимности – количество передаваемых между государствами лиц должно быть равным.
"Шпионский мост между Литвой и Россией"
Год назад в Литве был задержан бывший лидер партии "Социалистический народный фронт" Альгирдас Палецкис, которого обвинили в шпионаже в пользу России. Вместе с ним в "шпионской сети" якобы было еще шесть человек, чьи имена следствием не раскрываются.
И тут сразу же выстраивается параллель с задержанием в мае 2018 года на тот момент главы портала РИА Новости Украина Кирилла Вышинского. Это абсолютно политизированная история. Было все: обвинения в шпионаже, переносы судебных заседаний и затягивание дела. Не было главного – свидетельств разведывательной деятельности журналиста.
Более чем за год его нахождения в украинской тюрьме доказательства вины так и не были найдены. В итоге обмен военнопленными между Москвой и Киевом состоялся, и Вышинского передали России.
С Палецкисом происходит та же история. И возможно, что ее исход станет таким же. Политику за целый год его нахождения под стражей так и не было выдвинуто официальное обвинение. Просто подозрения в шпионаже. При этом срок ареста заключенного продляется каждые три месяца. Когда состоится судебное заседание с оглашением приговора – неизвестно. За год следствию так и не удалось найти доказательств того, что Палецкис является российским шпионом. Знаете ли, очень трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
Литовский политик, подобно Вышинскому, который находился в тюрьме, пока шли переговоры по обмену военнопленными, является своего рода разменной монетой в политических играх. И поскольку переговоры между Москвой и Вильнюсом о передаче шпионов друг другу ведутся не менее года, можно сделать вывод о том, что Палецкис был именно избран в качестве этой разменной монеты.
Суд еще не огласил приговор литовскому политику, однако если учесть политизированность этого шитого белыми нитками дела, можно утверждать, что он будет обвинительным. Это отвечает интересам властей республики.
Именно Палецкис станет "шпионским мостом" между Литвой и Россией, поскольку его Вильнюс и может предложить в качестве еще одного лица, подлежащего обмену.
Это как минимум позволит соблюсти принцип взаимности при передаче обвиняемых в шпионаже между государствами. Как максимум – освободить пойманных российскими спецслужбами шпионов.
Дело Палецкиса – это просто мизансцена проведения обмена с Россией. Вильнюсу нужно получить своих людей назад, и задержание политика год назад, вероятно, было лишь этапом подготовки переговоров с Москвой. Как Вышинского фактически меняли на режиссера Олега Сенцова, который готовил теракт в Крыму, так и Палецкиса предложат взамен какого-либо литовского шпиона, отбывающего наказание в России.
"Шпионская болезнь" Литвы и сфабрикованное дело Палецкиса позволят Вильнюсу "выторговать" и вернуть из Москвы нужных людей. Вопрос, согласится ли сам политик на такие условия без оправдательного приговора…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.