Мемориальную доску военному преступнику Йонасу Норейке из центра Вильнюса убрали по инициативе городского головы Ремигиюса Шимашюса. Противники мэра и сторонники Норейки устроили митинг протеста и потребовали вернуть памятную доску на место. Мэр ответил – ни за что. На этом открытая часть противостояния последователей и поклонников нациста Норейки и его противников закончилась. Началась невидимая.
На темной стороне
Мэр Шимашюс выиграл бой, но не войну. Из парламента Литвы группа депутатов правого и националистического толка напомнила столичному градоначальнику, что капитан Норейка, помимо прочего, – национальный герой. Его дискредитация наносит ущерб национальной безопасности страны и должна быть оценена правоохранительными органами. От имени единомышленников эти мысли озвучил председатель парламентской комиссии исторической памяти и борьбы за свободу Арунас Гумуляускас. Не ферзь на литовской политической шахматной доске, однако и не пешка:
"Очень опасно то, что наши собственные политики … принимают решения, полезные для кремлевской пропаганды. Понятно, что для Кремля нет ничего лучше, чем признание самих литовских политиков, что литовское [послевоенное антисоветское] сопротивление – преступники. Именно такое признание сегодня Ремигиюс Шимашюс дарит Путину", – считает Гумуляускас.
Он не согласен и с утверждением, что капитан Йонас Норейка – пособник нацистов. "Это клевета", – убежден нерядовой депутат Сейма. Еще два человека из парламента, консерваторы Лауринас Касчюнас и Аудронюс Ажубалис по поводу решения мэра Вильнюса обратились в Генеральную прокуратуру.
Они просят оценить, не противоречит ли решение Шимашюса верховенству закона, общественным интересам и не превышены ли полномочия градоначальника?
Депутаты также напомнили, что в марте 2019 года суд отклонил иск Гранта Гочина, американца с литовскими корнями, который требовал от Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы пересмотреть историческое заключение о Норейке. Фемида сослалась на "необоснованность" иска гражданина США. Гочин, в свою очередь, отметил, что Литва – "страна, свободная от фактов". В такой стране оказалось возможным оправдать убийства тысяч евреев. К этому жуткому преступлению капитан Норейка старательно приложил руки, которые по сей день по локти в крови.
Касчюнас, Ажубалис и Гумуляускас опираются на официальную позицию экспертов из национального Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Молодой литовский журналист 11 октября 2018 года сделал читабельное интервью с директором этого центра Терезе Бураускайте. В том числе речь в беседе шла о Норейке. Вот что ответила глава центра:
"Что касается Норейки: свидетельства о том, что он участвовал в массовых расстрелах в Плунге, Тельшяй, не подкреплены документами. У нас нет достоверных фактов. Известно, что при нацистах он стал начальником Шяуляйского уезда, подписывал документы о создании еврейского гетто (на самом деле – о создании концлагеря – прим. автора) и об управлении имуществом евреев (на самом деле – о разделе движимого и недвижимого имущества расстрелянных. Например, для себя Норейка занял еврейский дом в центре Шяуляй – прим. автора). Позднее выступил против участия литовцев в добровольных подразделениях СС и был заключен в концентрационный лагерь Штуттгоф в Восточной Пруссии".
Из этого тезиса современные поклонники нациста делают выгодные для себя выводы: Норейка не сотрудничал с нацистским режимом и не участвовал в убийстве евреев, а мэр Вильнюса Шимашюс проигнорировал аргументы экспертов. Логично, что мемориальная доска должна возвратиться на предназначенное ей место.
Сюрпризы мэру
Противники Шимашюса готовят ему неприятный сюрприз. Председатель Союза борцов за свободу Литвы Йонас Бурокас сообщил прессе, что уже изготовлена новая доска вместо снятой со стены библиотеки Академии наук (АН) Литвы. Однако президент АН Юрас Банис выступил против этой инициативы и предложил обратиться в муниципальную комиссию по названиям и памятным знакам либо оспорить в суде решение Ремигиюса Шимашюса: "Кто хочет – вывешивает, кто хочет – снимает. Это приводит к хаосу. Я за то, чтобы все решалось законным путем", – сказал академик.
Но существует стойкое убеждение, что сообща на Юраса Баниса надавят, и он изменит позицию. Мэр Шимашюс тоже может отработать назад, тем более, что в памяти еще свежи весенние примеры. 8 апреля антифашист Станисловас Томас молотом разбил позорную мемориальную доску. В этот же день градоначальник пообещал, что ее на прежнее место не возвратят: "Напомню, что мэрия не была инициатором появления этой доски, поэтому восстанавливать ее не планируем". Но кто-то сильно надавил, и Шимашюс пустил сок.
На следующий день, 9 апреля, он принял решение восстановить памятную доску Норейке: "Мы нашли документы, согласно которым в 1998 году муниципалитет выделил на эту доску 7741 литов (2245 евро). По тем временам это была немаленькая сумма.
С учетом этих обстоятельств, сегодня я принял решение, что мэрия восстановит памятную доску – вернемся к тому, что было до того момента, как террорист с кувалдой решил словно по заказу внести раздор в наше общество. Давайте вести себя, как свободные и достойные хозяева своей страны и города, не надо играть по сценарию, навязанному Кремлем и местным вандалом", – писал Шимашюс в апреле в социальной сети Facebook.
Ничего удивительного: городской голова – хозяин своему слову. Захотел – дал слово, захотел – взял назад. Еще и антифашиста Томаса перелицевал в террориста. Так что мораль и совесть не помешают Шимашюсу в очередной раз включить заднюю передачу.
Тем более, что сегодня ему очень нужны голоса избирателей, которые на парламентских выборах осенью 2020 года могут внести его партию в Сейм Литвы. Электорат Шимашюса – неолиберальных взглядов молодежь 20-35 лет.
Им все равно, кем был капитан Йонас Норейка на самом деле, поскольку не чураются считать себя литовскими националистами и частично сами бравируют принадлежностью к отрядам европейских антисемитов. Об этих людях прекрасно сказал группенфюрер Мюллер в 11 серии телефильма "17 мгновений весны":
"…Тем, кому сейчас десять, мы не нужны, ни мы, ни наши идеи; они не простят нам голода и бомбежек.
А вот те, кто сейчас еще ничего не смыслят, будут говорить о нас, как о легенде! А легенду надо подкармливать! Надо создавать сказочников, которые переложат наши слова на иной лад, доступный людям через двадцать лет.
Как только где-нибудь вместо слова "здравствуйте" произнесут "хайль!" в чей-то персональный адрес, знайте: там нас ждут, оттуда мы начнем свое великое возрождение".
Не дай боже.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.