На фоне укоренившейся в Литве либеральной идеологии, которая захватила умы ключевых представителей истеблишмента, формирующих политическую и экономическую повестку государства, в республике все чаще стали звучать голоса политиков-ветеранов – отцов независимости, открыто заявляющих о внутреннем кризисе. Последние считают, что преодолеть его поможет возрождение подлинного консерватизма – христианской демократии.
Сегодня Литва переживает кризис консерватизма, что связано с резким поворотом влево – тотальной либерализацией консервативной партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ), возглавляемой молодым Габриэлюсом Ландсбергисом – внуком первого фактического руководителя независимой Литвы Витаутаса Ландсбергиса.
Несмотря на то, что консерваторы представляют собой мощную политическую силу, партия с недавнего времени ратует за декриминализацию наркотиков, активно защищает права ЛГБТ-сообщества и проталкивает их интересы на законодательном уровне в Сейме, партийные боссы, по сути, являются апологетами неолиберальной модели экономики. Также они отказываются защищать неприкосновенность традиционных семей. С такими обвинениями в адрес руководства СО-ХДЛ выступил депутат Сейма Римантас Дагис, бывший министр социальной защиты и труда, – многолетний член этой политической силы.
В конце июля руководство консервативной партии указало ему на дверь из-за того, что он отстаивал верховенство классической консервативной – христианско-демократической – идеологии в Сейме и голосовал по вопросу закона о защите прав ребенка не так, как требовали старшие партайгеноссе.
Сегодня же Дагис открыто говорит, что СО-ХДЛ с легкой руки молодого лидера Ландсбергиса и его окружения стало либеральной партией, не имеющей ничего общего с теми ценностями, которые проповедовала и должна была бы проповедовать партия. Закончилось все тем, что из партии его погнали и уже заявили, что на следующих парламентских выборах в 2020 году Дагис исключен из всех списков – его лишили возможности баллотироваться от партии, которой он отдал больше 15 лет своей жизни.
Глубокий кризис
Это решение вызвало широкий резонанс и бурю дискуссий о том, что творится с литовским консерватизмом. После этого инцидента Римантас Дагис получил много позитивных откликов и слов поддержки от тех, чьи ценности и интересы он последовательно отстаивал все эти годы. Сегодня он активно говорит о необходимости возродить христианско-демократическую идеологию, которой в стране нет, раздумывает над тем, чтобы присоединиться к другим партиям и рассматривает возможность создать свою политическую силу, так как ресурсы для этого есть. Сейчас парламентарий громко говорит о том, что Литва переживает глубокий кризис.
"Хоть экономика в Литве развивается достаточно динамично, однако с начала независимости из-за низкой рождаемости в Литве уже иссякло столько людей, сколько мы лишились в ходе Второй мировой войны; а из-за эмиграции – в три раза больше. Резко падает число выпускников в старших школах. Не потому, что нет желающих учиться, но потому, что чисто физически нет молодых людей, – пишет он на своей страничке в Facebook. – Успокаивать себя частично улучшающимися показателями иммиграции сегодня не годится. В долгосрочной перспективе демографический кризис предопределит сокращение рождаемости.
В связи с этим придется везти иммигрантов из третьих стран, что сделает литовское общество менее интегрированным и небезопасным. Значит, литовский народ и государство настигнет кризис", – делится он своими неблагоприятными прогнозами на будущее, подчеркивая, что корень проблем лежит в укоренившемся "корыстолюбивом либеральном мышлении", которое ведет государство к катастрофе.
Аналогичного мнения придерживается и подписант Акта восстановления независимости, бывший диссидент и один из отцов-основателей Второй Литовской Республики Альгирдас Эндрюкайтис. По его словам, от настоящего консерватизма в консервативной партии не осталось и следа.
Однако корень проблем, по его мнению, лежит глубже. Причем неадекватное отношение руководства страны и литовских элит к России – постоянная враждебно-паническая риторика, желание сеять панику, накалять страсти и искать врагов тоже является причиной внутреннего кризиса.
"Под предлогом России. Мол, агрессивные умыслы России для нас – это единственная угроза, разрушающая Литовское государство. Только и слышим, что русские нападают или нападут, – сказал он в интервью местной прессе, подчеркивая, что с помощью этой наносной истерики власти отчасти пытаются замолчать внутренние проблемы. – Но, судя по тому, что мы делаем сами, меня беспокоит, что мы прежде придем к краху изнутри", – констатировал политический ветеран.
Альгирдас Эндрюкайтис жестко раскритиковал либеральную модель управления, говоря о том, что Литва теряет свою независимость, а винит он в этом Европейский союз (ЕС) и безропотных литовских политиков.
"Бывший президент Европейского совета Херман Ван Ромпей сказал следующее, цитирую: "В ЕС национальная культура должна исчезнуть, чтобы можно было воспитать глобального, интернационального человека – Homo Europaeus". Это постоянно повторят и другие высокие и влиятельные главы ЕС. Только в Литве принято делать, что, мол, мы не понимаем, что это значит. В то же время группа европейских интеллектуалов (…) обнародовала декларацию, в которой утверждается, что Европа не переживает кризис, а умирает", – подытожил он.
Схожие точки зрения звучат и из уст других отцов независимости, молодых подлинно проконсервативных политиков, которые активно говорят о том, что Литва переживает глубинный кризис, но поскольку политику страны, общественное мнение и ведущие СМИ контролируют пролиберальные элиты и сторонники нередко агрессивного неолиберализма и либертарианства, то все проблемы замалчиваются. Однако это не значит, что их нет.
В преддверие выборов в Сейм, которые пройдут в 2020 году, в стране стало появляться все больше разнообразных организаций, зарождающихся партий и сообществ, говорящих о необходимости национального возрождения, традиционных христианских ценностей, экономической политики, направленной на человека, так как только это сможет и объединить страну, и избежать дальнейших внутренних катаклизмов.
Причем самое интересное, что в политику стали возвращаться те "отцы нации", которые вели Литву к независимости в конце 1980-х, после большинство из них отстранилось от политической жизни, но многие годы пассивного наблюдения за ухудшением ситуации, как говорил классик, – заставило старых богатырей, покойных на постели завинтить свой штык.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.