Европа оказалась прижата к стенке: Игорь Юшков – о проблемах Запада в сфере энергетики

© Sputnik/ Тарас Литвиненко

Тема: В Литве дорожает электричество

Пока европейские власти продолжают активную политику отказа от энергоносителей России, в странах говорят о неутешительных прогнозах на будущий сезон – зима будет холодной.

Энергокризис, который наблюдается еще с 2021 года, начался, в том числе, из-за недостатка инвестирования в традиционную энергетику, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

В разговоре с Baltnews эксперт финансового университета при правительстве РФ рассказал о целом комплексе причин, из-за которых сейчас у ЕС начались проблемы, – в частности, страны опасаются, что не смогут заполнить к зиме свои газохранилища.

"Здесь, можно сказать, комплекс причин сложился. Годами было недоинвестирование в традиционную энергетику. Сами европейские власти запугивали свои энергетические компании и говорили: "Не надо вкладывать деньги в нефтегаз, давайте вкладывать только в возобновляемую энергетику". Годами никто не вкладывал достаточные объемы сумм в новые проекты. Старые истощаются, а новые не приходят им на смену", – отметил Юшков.

Сейчас все страны столкнулись с высокими ценами на все энергоносители – нефть, газ, уголь. Эксперт также добавил, что, помимо плохого инвестирования, некоторые страны начали страдать из-за проблем с поставками из России.

Например, в Нидерландах дочерняя компания Shell отказалась переходить на рублевую систему, тем самым потеряв поставщика. Кроме того, в стране и так проблемы с добычей, поделился аналитик:

"В Нидерландах падает добыча довольно большими темпами. В этом году они предполагали закрыть основное свое месторождение Гронинген, потому что у них от его разработки землетрясения происходят на побережье".

Отметим, что недавно глава Министерства климата и энергетики Нидерландов Роб Йеттен высказал опасения, что без дополнительных мер Европа просто не сможет гарантировать заполнение своих газохранилищ к зимнему сезону. Он отметил, что сейчас "на счету каждый кубометр газа".

Проблемы начались и с поставками от "Северного потока". Как отметил Игорь Юшков, одну из турбин на ремонт забрала себе Канада, однако отдавать обратно отказывается, ссылаясь на антироссийские санкции. Тем не менее уже сейчас пришлось остановить другую турбину в связи с регламентными работами.

"В итоге газа в Европе еще меньше стало, и европейцы стали уже отбирать тот газ, который успели закачать в подземные хранилища. Ситуация все хуже и хуже становится. Большой вопрос, смогут ли европейцы в достаточной мере запастись газом в подземных хранилищах, успеют или не успеют к новому отопительному сезону", – отметил аналитик.

Власти ФРГ предложили перейти на уголь, однако большинство стран разрушали или закрыли угольную инфраструктуру. Как отметил Юшков, если говорить про климатическую риторику, которая была для некоторых стран очень важной, то решение вернуться к углю можно расценивать как шаг назад. 

Кроме того, пока непонятно, откуда страны будут брать необходимый уголь, ведь от своего основного поставщика, России, ЕС отказался в своем пятом пакете санкций.

"Проблема всех европейцев – они считают, что, если есть электростанции или инфраструктура, она обязательно будет загружена и обязательно все будет хорошо. Проблема нынешнего года и кризиса в том, что нет сырья – ни газа, ни нефти, ни угля. Вот этого не понимают. Ну запустишь ты угольные электростанции, а уголь ты где возьмешь?" – подытожил Юшков.

Чтобы не откатываться назад и заменить поставки по "Северному потоку", председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен призвала граждан снизить температуру отопления или изменить температурный режим кондиционера на два градуса, передало ее слова РИА Новости.

"Я думаю, они пытаются выдать естественно происходящие процессы за некую целенаправленную стратегию. Они понимают, что на энергоносители приходят очень большие платежки, население начинает экономить. Население действительно начинает подкручивать вентили, а они говорят, что "это мы им сказали, это наша мудрая политика такая". Поэтому это, скорее, попытка – выдать за собственные достижения естественные процессы", – резюмировал Игорь Юшков.