Для стран Восточной Европы уже стало "хорошим тоном" останавливать закупки газа из России. Польша близка к тому, чтобы сделать это. Однако ей придется сильно раскошелиться, на чем Литва может немного подзаработать. Впрочем, если рынок ЕС начнет лихорадить, то и Вильнюсу в итоге придется несладко.
Глава польского энергетического концерна PGNiG Павел Маевский в начале сентября на 30-м Международном экономическом форуме в Карпаче заявил, что его страна даже после окончания долгосрочного контракта с "Газпромом" рассчитывает на стабильные поставки газа.
По его словам, российский импорт может заменить растущий объем закупок СПГ, добыча на территории самой Польши, а также строящийся трубопровод Baltic Pipe. В правительстве восточноевропейской страны также намерены использовать для энергобезопасности газопровод-интерконнектор с Литвой GIPL, создание которого началось в прошлом году.
Даже человеку, не слишком хорошо разбирающемуся в тонкостях европейского рынка углеводородов, все эти тезисы кажутся несколько сомнительными.
СПГ, как правило, всегда дороже трубопроводного газа. Перспектива увеличения добычи газа на территории Польши выглядит несколько странной. Неужели нельзя было заняться этим раньше? Или может быть месторождения не такие перспективные, какими их хотели бы видеть в PGNiG?
При беглом взгляде разве что Baltic Pipe и газопровод-интерконнектор с Литвой GIPL выглядят, как нечто, что хотя бы частично может заменить российское "голубое топливо", которое Варшава годами закупала по российскому трубопроводу "Ямал – Европа".
В этой связи возникает вполне логичный вопрос: может, это шанс для Вильнюса лишний раз подзаработать, закупая дополнительные объемы СПГ для терминала в Клайпеде, чтобы потом продавать этот газ после конвертации Польше?
Есть ли жизнь после российского газа?
В данный момент Польша, в рамках Ямальского контракта, покупает у России до 10 млрд кубометров в год, действие которого истекает в 2022 году. Власти восточноевропейской страны уже несколько раз заявляли, что не будут его продлевать.
Выходит, после 2022 года РФ вообще не обязана прокачивать газ для Польши.
Примерно раз в 10 дней "Газпром" на аукционе может продавать "голубое топливо" Варшаве, а может и не продавать. Российский холдинг в таком случае вообще никому уже ничего не обязан, а газ по газопроводу "Ямал – Европа", проложенный через территорию Польши, может идти в ЕС исключительно транзитом (не оставляя объемов для PGNiG, как сегодня).
Варшава добровольно лишила себя надежного поставщика углеводородов, у которого, кстати, была (по сравнению с другими экспортерами в восточноевропейскую страну) самая выгодная цена. Теперь Польше приходится рассчитывать на СПГ поставки из Катара и США.
В восточноевропейской стране есть терминал по регазификации в Свиноуйсьце, способный принимать СПГ. По словам главы PGNiG, общий объем такого энергоносителя после конвертации из сжиженного состояния в обычное (когда газ можно закачивать в трубы) составит примерно 12 млрд кубометров в год.
Для сравнения: у России Польша закупала 10 млрд кубометров, за 2020 год импортировала всего 14,79 млрд, добывает на своей территории примерно 4 млрд, а потребляет ежегодно около 20 млрд в год.
Казалось бы, план должен сработать – альтернатива "Газпрому" есть. Американская Venture Global готова поставлять в Польшу 5,5 млн тонн СПГ в течение 20 лет (это на 2 млн тонн в год больше, чем сейчас).
Да, был расторгнут контракт с Port Arthur LNG в США, который мог поставлять сжиженный газ в Польшу. Но PGNiG компенсировала это новыми договоренностями с предприятиями в Соединенных Штатах: с терминалом Calcasieu Pass LNG закупки будут увеличены с 1 млн т/год до 1,5 млн т/год, с терминала Plaquemines LNG – с 2,5 млн т/год до 4 млн т/год.
И вот тут закрадывается неудобная деталь, о которой в Варшаве под любым предлогом стараются увильнуть от ответа, а в идеале – вообще не упоминать об этом. Речь идет, конечно же, о цене за все эти поставки.
В 2020 коронакризисном году СПГ в определенный момент был дешевле трубопроводного газа в ЕС. Однако такие аномалии происходят на европейском (и мировом) рынке энергоносителей крайне редко и длятся не слишком долго. В остальное время сжиженный газ для покупателей обходится дороже.
Только вверх: что будет с ценами на газ в Прибалтике и Европе >>>
В отличие от трубопроводного газа (куда его просто закачивают и доставляют к потребителю), с СПГ все намного сложнее. Газ сначала добывают, затем доставляют (сразу посчитываем дополнительные расходы на транспорт) на побережье. Потом его сжижают, а это серьезные энергозатраты.
Затем, его нужно перевезти морским путем. В случае с США – через Атлантику, с Катаром – тоже маршрут неблизкий, ведь идти надо из Ближнего Востока в Балтийское море. Подсчитываем, сколько танкер потратил топлива на этот путь. После прибытия, СПГ надо опять регазифицировать (и снова серьезные энергозатраты) и только после этого уже закачать в газотранспортную сеть восточноевропейской страны.
Неудивительно, что польские политики отказываются называть стоимость закупок американского и катарского СПГ. Даже сегодня, говоря об увеличении импорта сжиженного газа, глава PGNiG Павел Маевский так и не сообщил о том, сколько же будет для Варшавы стоить сжиженный газ из Америки.
К слову, сейчас на спотовых рынках в Европе газ стоит выше $700 за тыс. кубометров, а СПГ, часто использует ценообразование руководствуясь ситуацией на биржах, т.е. его стоимость быстро меняется в соответствии с происходящим на рынке, где он продается. Выходит, "жизнь после российского газа" все же есть, вот только для Польши она становится явно дороже.
Хорошо, скажете вы, но ведь Варшава может ситуативно закупать СПГ, когда это наиболее выгодно, а в роли постоянных поставщиков будет использоваться строящиеся газопровод Baltic Pipe, по которому будет прокачиваться газ из месторождений Норвегии, а также интерконнектор с Литвой. Это верно лишь отчасти. Более того, именно тут и начинается самое интересное.
Литва спешит на помощь… или нет?
В 2022 году планируется окончание строительства магистрального газопровода Baltic Pipe, по которому с норвежского шельфа в Польшу можно будет поставлять до 10 млрд кубометров газа в год. Но тут нужно отметить, что в скандинавской стране уже несколько лет подряд снижается уровень добычи углеводородов.
Новой ресурсной базы для Baltic Pipe попросту нет, а значит, Осло заберет часть объема экспорта из Западной и Центральной Европы и перенаправит его в Польшу. Разумеется, в таком случае скандинавская страна вряд ли сделает для Варшавы скидку, а значит, восточноевропейской стране придется платить за углеводороды больше, чем во время закупок из России.
Выходит, ни Baltic Pipe, ни СПГ из Катара и США не оставляют Польше выбора – тратить на энергоносители придется больше.
И в этой ситуации на сцену может выйти Литва. Раз уж ее сосед все равно готов много платить за СПГ, так почему бы ему не продать этот продукт, тем более, что СПГ-терминал в Клайпеде никогда не был загружен на 100% от своей мощности, а затраты на его аренду надо хоть как-то окупать.
Более того, для такой операции даже есть инструмент – интерконнектор GIPL, который заработает в 2022 году. Суть задумки весьма простая – Литва покупает СПГ, когда цены на него благоприятны, регазифицирует его, после чего прокачивает "голубое топливо" по GIPL в Польшу.
Варшава получает необходимые ей объемы газа, а Вильнюс успешно на этом зарабатывает. Тут еще стоит добавить, что, по словам главы польского концерна PGNiG, восточноевропейская страна готовится к повышенному спросу на природный газ (рост потребления около 50% в ближайшие 10 лет).
Как отметил в комментарии для Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко, Польша уже давно работает над идеей стать газовым хабом для Восточной и Западной Европы. Подобную мысль в Варшаве "проталкивают" уже лет 7–8.
Другой вопрос, что во всем этом больше политики, чем экономической целесообразности, причем, в первую очередь, для жителей самой восточноевропейской страны.
"В идеале Польша хотела бы стать местом, куда доставляют СПГ, после чего распределять газ по Европе, получая за счет этой операции определенную маржу. Подобная идея нравится политикам в США, которые хотят, чтобы у Польши был больший экономический вес в Евросоюзе, чем сейчас. Это нужно для того, чтобы при необходимости противопоставлять ее Германии, которая не всегда прислушивается к рекомендациям Белого дома. С мотивацией у польских политиков проблем не будет, поскольку они явно хотят быть проводником интересов Вашингтона в Старом свете", – говорит эксперт.
Эксперт: США возложили на Польшу очень важную миссию по России >>>
Но проблема состоит в том, что Польша после отказа от российского газа вынуждена закупать все больше СПГ, цена на который формируется исходя из конъюнктуры рынка, то есть сегодня она низкая, а завтра уже высокая.
Очевидно, что тратить на энергоноситель в таких условиях Варшава будет больше, а значит, в определенный период, когда американский сжиженный газ станет слишком дорогим, возможно, страна будет закупать энергоноситель у Литвы с помощью интерконнектора GIPL, констатирует Владимир Оленченко.
При этом, по его мнению, за все эти операции, где политика стоит впереди экономики, будут расплачиваться простые жители Польши, а в случае обратной закачки в балтийскую страну – литовцы.
Перехитрили сами себя
Польша идет пошла по стопам Литвы и Украины, отказываясь от прямых поставок газа из России. Не исключено, что в какой-то момент, если "Газпром" откажется продавать углеводороды на аукционе Варшаве (как раз когда цена на СПГ сильно возрастет), ей придется выкупать газ на бирже в Германии, которая, напомним, импортирует огромные объемы из РФ.
Разумеется, восточноевропейская страна заплатит (по сути, за тот же российский газ) наценку. Ничего не напоминает? Реверсные поставки углеводородов из ЕС на Украину, например.
Когда Польша будет закупать американский сжиженный газ, он может быть таковым лишь на бумагах. А на практике в польский терминал придет российский СПГ от "Газпрома" или НОВАТЭКа, причем разницу в цене (американский СПГ дороже российского) Варшава еще и заплатит США. Звучит немного глупо? Увы, но такая практика в торговле СПГ работает уже не первый год.
Напомним, Литва с весны 2020 года импортирует российский сжиженный газ уже на постоянной основе. В итоге Польша действительно будет стабильно получать газ из разных источников на бумаге, но де-факто российские углеводороды все равно полностью не исчезнут, причем платить за них придется больше.
При этом Литва если и заработает на поставках газа Варшаве по интерконнектору GIPL, то это будут не такие уж большие деньги. Максимальный объем прокачки – всего 2,2 млрд кубометров газа в год.
Более того, не исключено, что балтийской стране и самой иногда придется покупать по тому же интерконнектору дорогой газ у Польши. Мы уже видим, как сегодня в газовых хранилищах европейских стран наблюдается серьезная нехватка. Это говорит о том, что иногда покупать газ приходится у кого угодно и по любой цене, лишь бы он был в наличии.
"Американские власти достаточно долго "продавливали" истеблишмент Польши в пользу закупок этой страны именно СПГ из США. Получилось. Я не исключаю, что руководство Польши пойдет ради политических целей на все, включая экономический ущерб для своих граждан. При этом, в отличие от Литвы и Украины, которые на бумаге от газа из РФ отказались, а сами все равно де-факто его покупают (реверсные закупки по трубопроводам и закупки СПГ), Польша, возможно, пойдет ради идеологии до конца", – рассказал Baltnews директор Центра политического анализа Павел Данилин.
"Вполне вероятно, что Варшава откажется от импорта российского газа даже через посредников, из-за чего ей придется приобретать только крайне дорогой сжиженный газ у США и Катара, а также трубопроводный у Норвегии. Причем именно этим в перспективе польские политики будут шантажировать наднациональные структуры ЕС. Варшава может заявить, что раз она полностью отказалась от углеводородов из РФ, значит, и Европа обязана делать то же самое, а конкретно – блокировать максимальные мощности "Северного потока–2", как это уже было сделано с его аналогом – Nord Stream", – резюмировал Павел Данилин .
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.