Эксперт: за энергетические амбиции Литвы заплатит конечный потребитель

Польско-литовское энергетическое сотрудничество имеет под собой политические основы, которые толкают Литву в сторону интересов политической конъюнктуры, а не поддержания благосостояния граждан.

Политическая повестка выступает основным локомотивом польско-литовского энергетического сотрудничества, затрагивающего нефтегазовую и электроэнергетическую отрасли, а платить за амбиции властей будут конечные потребители электроэнергии и газа в самой Литве, считает директор Центра изучения мировых энергетических рынков ВШЭ Вячеслав Кулагин. 

"Понятно, что польско-литовское сотрудничество в энергетике имеет прежде всего политические основы и это попытка выстроить новую линию энергетического сотрудничества с большим отрывом от сотрудничества с Россией. Что не менее важно, это попытка оторвать не только от России, но и от Белоруссии", – заявил Кулагин Baltnews.

Он напомнил, что, помимо нефтяной и газовой сферы, есть еще не менее важная электроэнергетика, поскольку Литва с другими республиками Прибалтики намерена выйти из системы, интегрированной с Россией и Белоруссией, и интегрироваться в европейскую систему.

"В основе этого лежит политика. Понятно, что экономически есть наиболее приемлемая, сложившаяся годами схема поставок, которая обеспечивает наилучшую экономику и доступность ресурсов для потребителя. Когда эта схема ломается и выстраивается новая, то, с одной стороны, это импортонезависимость от поставок с Востока, о которых заявляют политики в Польше и Литве, но, с другой стороны, за это кто-то должен заплатить. Чудес не бывает", – подчеркнул Кулагин, отмечая подводные камни энергетического курса Литвы.

Эксперт обратил внимание на то, что если строятся новые мощности, то их цена будет заложена в конечную цену для потребителей. Особенно если эти мощности идут не по оптимальным маршрутам.

"Польша заявляет, что она будет получать СПГ. То есть приходит дорогой СПГ в Польшу, а дальше его еще транспортируют до Прибалтики. Это дополнительные затраты. То есть просто по себестоимости поставок этот газ будет значительно дороже, чем тот газ, который можно было бы приобретать в России. Здесь увеличение стоимости налицо", – отметил Кулагин.

Помимо этого, говоря о нефтяной составляющей, эксперт заявил, что более дешевым и логичным было бы использование схем по поставкам нефти из России, которые еще в советское время были отстроены.

Более того, эксперт подчеркнул, что достаточно сильно сократились доходы стран Балтии от того транзита нефти и нефтепродуктов, которые шли с территории России и Белоруссии. Сейчас фактически те мощности, которые имеются в распоряжении Литвы, не приносят денег, а просто простаивают, и их надо как-то содержать или утилизировать, считает собеседник Baltnews.

"Словом, тут достаточно много вопросов, когда перестройка системы привела и к потере доходов от возможных транзитов, и к дополнительным затратам. Понятно, что все это в конечном итоге ляжет на плечи потребителей, для которых цена ресурсов складывается из тех затрат, которые осуществляются на их поставку. В итоге за эти политические решения и за эту якобы импортонезависимость придется заплатить потребителям конкретной страны", – заключил эксперт.

Напомним, что Польша и Литва участвуют в нескольких трансграничных энергетических проектах. Наиболее заметным из них является строительство газопровода "Interconnector Польша – Литва" (GIPL), который планируется завершить не позднее 2022 года. Помимо этого, Литва совместно с другими прибалтийскими странами планирует отсоединиться от энергосистемы России и Белоруссии с целью подключения к системе Евросоюза.