Министр энергетики РФ Александр Новак в письме к главе Минэнерго Литвы Жигимантасу Вайчюнасу просит не применять дополнительный коэффициент, который сократит торговлю электроэнергией через перемычку Латвия – Россия, сообщает tv3.lt.
"На наш взгляд, применение данной методики было бы дискриминационным, ухудшило бы условия торговли с единственным торговым партнером – Российской Федерацией – и неизбежно приведет к снижению соответствующих поставок в объеме около 1 млрд киловатт-часов в год", – говорится в письме российского министерства.
Согласно новой методологии, если Литва закроет соединение с Белоруссией максимальной мощностью 1300 мегаватт (МВт), то поставки электроэнергии из России через соединение Латвия – Россия снизится до 900 МВт, а с применением дополнительного коэффициента в 0,62 до 600 МВт.
Новая методология уже согласована с операторами системы передачи электроэнергии Балтии, но еще не утверждена национальными регулирующими органами.
Помимо этого, российская сторона настаивает на открытии перемычки с Эстонией, которая также будет закрыта.
Наибольшее опасения у Литвы вызывает происхождение энергии. Вильнюс отказывается от закупки электроэнергии с "небезопасной" Белорусской АЭС.
Однако Новак отмечает, что российский экспортер "Интер РАО" может дать гарантии происхождения энергии, доказывающие, что она произведена именно в России.
Вильнюс пока никак не прокомментировал обращение России.
Напомним, белорусская сторона уведомила Вильнюс о том, что производство электроэнергии на БелАЭС планируется начать с 1 по 10 ноября. На это Вильнюс заявил, что Литва прекратит закупку электроэнергии у Минска в ноябре после запуска станции.
По словам директора Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслава Кулагина, если уже сложившаяся энергосистема, частью которой является Литва, лишится одного элемента – белорусской электроэнергии, то существует риск нарушения стабильной поставки и увеличения стоимости для потребителей.
"В первую очередь здесь стоит вопрос: а будут ли потребители так же дальше стабильно и надежно получать электроэнергию, которую они получали до этого. И вот тогда здесь есть риски. (...) Второй момент состоит в том, что стоимость той электроэнергии, которую получали с Востока, она ниже, чем стоимость производства электроэнергии в самой Литве", – отметил Кулагин.