Брюссель пытается остановить покупку американской корпорацией Nvidia, одной из лидеров разработки графических процессоров и систем, британской компании Arm, занимающуюся проектированием микрочипов.
Частная сделка двух коммерческих предприятий оказалась в центре внимания европейских политиков по геостратегическим соображениям. Считается, что США стремятся "прибрать к рукам" ключевые электронные производства, чтобы лишить Евросоюз иллюзий относительно "стратегической независимости" в сфере производства современного оборудования.
Так что речь на самом деле идет не о сделке двух коммерческих компаний, а о попытке сопротивления Европы диктату Вашингтона, который неоднократно использовал свое лидерство в разработке и производстве электронной начинки самых разных изделий, чтобы оказывать давление на альянс и отдельные государства.
Соединенные Штаты фактически контролируют торговлю европейцев с третьими странами, запрещая по своему усмотрению сделки продажи того или иного оборудования, в конструкции которого используются процессоры и микрочипы американского производства.
Вашингтон именно таким образом разрушал контракты Франции на поставку ракет третьим странам, остановил сделки продажи Ирану немецких и французских автомобилей и самолетов, заблокировал продажу микрочипов и оборудования для их производства Китаю.
Брюссель может запрещать слияния и поглощения крупных компаний, работающих на рынках альянса, если такие сделки нарушают правила конкуренции, создают риски монополизации производства каких-либо товаров или оказания услуг, если объединяющиеся предприятия окажутся способны диктовать цены или иным образом дестабилизировать рынок.
Но заявленная американской Nvidia покупка британской Arm, как полагают, не подпадает ни под одно из таких ограничений. Лондон, как пишут британские издания, также изыскивает основания (или делает вид, что изыскивает), чтобы не дать американцам "забрать" одного из ключевых разработчиков микрочипов. Но если британские правительственные юристы не смогут одолеть нанятых американцами коллег, Брюссель может решиться на беспрецедентный шаг.
С недавних пор Евросоюз наделил себя правом запрещать сделки и крупные иностранные инвестиции в предприятия, имеющие стратегически важное значение для альянса. Сделано это было, чтобы остановить скупку китайцами значимых европейских компаний и производств, но против Соединенных Штатов эта мера, насколько известно, никогда не применялась.
Брюссель рассматривает электронику как стратегическое направление
Менеджмент таких крупных корпораций микроэлектроники и программного обеспечения, как, например, Qualcomm и Microsoft, публично выразили уверенность в том, что Nvidia, поглотив Arm, осложнит или вообще прекратит лицензирование разработок британских чипов.
Аrm сама не производит микрочипы, но разрабатывает их конструкции и играет ключевую роль в "бутылочном горлышке" цепочки поставок электронных комплектующих, так как занимается лицензированием микропроцессоров и использующих их предприятий.
В число зависящих от британской компании предприятий входят все западные гиганты микроэлектроники, включая и саму Nvidia. Без таких лицензий производство современного оборудования крайне осложнится или вовсе окажется невозможным.
Тот кто контролирует бизнес Аrm, фактически получает контроль над выпуском всей электроники по обе стороны Атлантики, от смартфонов до суперкомпьютеров.
Таких, например, которые создает французская ATOS, участвующая в формировании сети сверхмощных компьютеров Евросоюза.
"Снег" в октябре: Эстония покупает себе немного суперкомпьютера >>>
Бывший глава этой французской компании, а ныне комиссар ЕС по делам внутреннего рынка Тьерри Бретон, судя по его комментариям в средствах массовой информации, лучше чем кто-либо осознает создаваемые Nvidia риски для европейской отрасли микроэлектроники.
И намерен предотвратить угрозу планам Брюсселя воссоздать из соображений "стратегической автономии" утерянные в годы активной глобализации производства полупроводников и микрочипов.
Комиссар, похоже, настроен решительно и склонен рассматривать сделку Nvidia как серьезный удар по геостратегическим интересам Евросоюза.
Евросоюз вкладывает миллиарды в создание собственных производств полупроводников, микрочипов, процессоров, собственных сверхмощных компьютеров. Стратегическая задача Брюсселя состоит в достижении независимости от мировых лидеров в этих отраслях, от США и Китая, без которых, по оценке Еврокомиссии, европейская электронная отрасль сегодня работать не может.
Сразивший всех и вся дефицит полупроводников лишний раз продемонстрировал европейцам отрицательные последствия такой зависимости.
Успеть догнать Азию: Эстония может стать центром производства европейского масштаба >>>
На восстановлении собственных производств основана программа альянса, амбициозно обозначенная им как "цифровая революция": переход на новое поколение связи, внедрение интернета вещей, сеть суперкомпьютеров, искусственный интеллект, – то есть все то, что будет играть все более вескую роль в мировой экономике и политике.
Германия может стать европейским центром производства микроэлектроники
Интригу комиссара Тьерри Бретона, за которым, несомненно, стоит его родная Франция, вероятно, поддержит и Германия. Берлин инвестирует миллиарды евро в создание производства полупроводников.
Министр экономики Петер Альтмайер провел переговоры с представителями европейской и международной промышленности полупроводников, чтобы посредством льгот и административной поддержки побудить их вкладывать средства в Германию.
"Доступ к достаточному количеству микрочипов станет конкурентным элементом любой успешной мировой экономики в ближайшие годы", – подчеркнул Альтмайер на пресс-конференции. – "Это означает, что мы должны действовать, если хотим сохранить наш технологический суверенитет".
Его мнение перекликается с ранее высказанными Бретоном соображениями насчет создаваемых американцами рисков для европейской "стратегической автономии" в сфере микроэлектроники: "Мы чрезвычайно хорошо понимаем стратегическое измерение этой потенциальной сделки (Nvidia и Arm)".
Одной из тех компаний, что, вероятнее всего, удастся привлечь Берлину, может стать американская Intel Corp, генеральный директор которой Пэт Гелсинджер заявил, выступая на автосалоне IAA в Мюнхене, что к концу года компания объявит о местах строительства двух крупных заводов микросхем.
Intel готов инвестировать около 80 миллиардов евро в новые производства в Европе на основе договоренностей с пока, на момент подготовки этого материала, не названными правительствами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.