Мимо кассы. Польша опасно заигрывает с законами Евросоюза

Поддержка, оказанная правительством Польши частному бизнесу во время пандемии Covid-19, связанная с арендой площадей, станет объектом разбирательства в ЕС.

Предоставление польскими властями госпомощи арендаторам розничной торговли во время пандемии коронавируса объемом около 1,1 млрд евро станет объектом споров между правительством страны и предпринимателями на предмет нарушения европейского права, пишет Emerging Europe.

После многих месяцев безуспешных попыток арендодателей участвовать в общественных консультациях при разработке нормативных положений об аренде для торговых центров и отсутствия реакции со стороны правительства Польши бизнесмены обратились в Еврокомиссию.

В конце марта 2020 года на фоне вспышки пандемии Covid-19 Польша ввела законодательный механизм, предписывающий приостановку действия арендных обязательств на время запрета коммерческой деятельности на торговых объектах площадью более 2000 кв. м.

В результате четырех блокировок, продолжавшихся почти шесть месяцев, арендаторы были освобождены по закону от арендной платы и взносов за обслуживание. В то же время владельцы арендуемых площадей были исключены из программ помощи, реализуемых государством и учреждениями, сотрудничающими с правительством.

Однако правительство Польши заявляет, что претензии производителей торговых центров необоснованные и что отмена арендной платы для розничных арендаторов не нарушает правила госпомощи, поскольку предприниматели не получали никакой помощи от правительства с использованием государственных ресурсов, что предусматривает статья 107 Договора о функционировании Евросоюза.

Там отмечается, что государственная помощь – это любая прямая или косвенная мера или поддержка со стороны государственных органов в отношении производства, торговли или экспорта, даже если она не относится к госбюджету, если она дает предприятию экономическое преимущество за счет сокращения затрат, понесенных в ходе обычной деятельности, включая финансовые меры, предоставленные предприятию, которые превышают, с точки зрения их вовлеченности, обычные капитальные риски, определенные стандартами рыночной экономики.

Тем не менее меры помощи арендаторам, принятые в Польше, не имеют эквивалента в правовых нормах других стран-членов ЕС, в частности, в группе мер поддержки, реализуемой государствами-членами Евросоюза во время пандемии. Например, Бельгия предложила арендаторам ссуды от государства и местных органов власти на сумму до 60 000 евро, Чехия предоставила арендаторам субсидии на аренду в размере до 10 000 000 крон, а Италия предоставила налоговые льготы в размере 30–50 процентов арендной платы.

Польские арендодатели, скопившие долги с тревогой ожидают решения Еврокомиссии, а эпидемиологи уже говорят о новой волне пандемии. Ситуация усложняется тем, что польский случай довольно необычен для европейского права.

Напомним, что не только арендаторы понесли убытки из-за пандемии, но и арендодатели, которые покрыли расходы на законодательную отмену взносов в размере около 1,1 млрд евро из собственных источников. Это привело к тому, что дефицит бюджетов арендодателей достиг более 50% их годовых доходов.