Место для мигранта. Как беженцы устраиваются на работу в Литве

© Sputnik/ Михаил Воскресенский

Получившие в Литве политическое убежище беженцы нашли работу, некоторые из них даже открыли свой бизнес, однако для большинства мигрантов трудоустройство так и остается голубой мечтой.

Почти 180 беженцам, получившим политическое убежище в Литве, удалось трудоустроиться, однако для многих из-за бюрократических сложностей все еще трудно отыскать рабочее место, отмечает Служба занятости республики.

"Есть и спрос, и предложение. Многие из этих людей (беженцев) найдут работу. Подают заявки [о вакантных местах] местные предприниматели, но им (мигрантам) не дают разрешения на работу", – цитирует LRT старейшину городка Рукла Вилму Аквиле Кароблене.

Городской центр для беженцев работает уже на протяжении 25 лет и предлагает помощь мигрантам в трудоустройстве, однако в последнее время процесс поиска работы для них "слишком затягивается", несмотря на готовность местного бизнеса нанять новых сотрудников.

Обычно на принятие решения о предоставлении статуса беженца уходит около полугода. "Пока соискатель убежища ожидает решения и документа (разрешения на постоянное или временное проживание в Литве), он не может устроиться на работу, если у него нет специального сертификата миграционной службы, подтверждающего право соискателя убежища на временную работу", – пояснила главный специалист Йонавского филиала Службы занятости Кристина Кашаускене.

Она подчеркнула, что еще в недалеком прошлом предприниматели отказывались принимать на работу беженцев из-за существовавших стереотипов, опасений и культурных различий. "Однако сейчас ситуация кардинально изменилась: работодатели слушают, встречаются на собеседовании, дают возможность беженцу проявить свои способности и компетенции", – пояснила Кашаускене.

Еще одной сложностью, с которой сталкиваются мигранты в Литве, является жилищная проблема и связанная с ней бюрократия, которая вынуждает беженцев переезжать в крупные города.

Кашаускене заметила, что трудоустройство мигрантов иногда замедляется из-за того, что они не находят арендуемого жилья там, где работают. Кроме того, люди в небольших городах не хотят принимать беженцев. "Поэтому чаще они сразу едут в Вильнюс или Каунас, где больше возможностей найти место для жизни", – пояснила представитель Службы.

По ее словам, иногда беженцы сами становятся работодателями. Например, сириец, работавший сборщиком мебели, позже основал собственную компанию и сам шьет мебель – сейчас он управляет такой компанией, рассказала специалист.

По данным Минсоцзащиты и труда, в 2019–2021 годах в службу с просьбами о помощи в трудоустройстве обратились почти 240 мигрантов.

Как отметил эстонский экономист Леонид Цингиссер, было бы неплохо в Прибалтике упростить процесс официального найма, поскольку на фоне нехватки трудовых ресурсов возможен риск нелегального трудоустройства.

"Этот процесс официального найма надо было, конечно, узаконить и упростить. Вы понимаете, что в противном случае вода дырочку найдет и [низкоквалифицированные сотрудники] будут работать нелегально просто за наличные – вот и вся история. И это пойдет мимо бюджета. Поэтому в данном случае, как в той армейской мудрости – легче возглавить, чем предотвратить", – заявил Цингиссер в беседе с Baltnews.

Как объяснил эксперт, в секторах, куда местные жители Прибалтики не стремятся идти работать, чувствуется нехватка кадров – работодатели вынуждены привлекать гастарбайтеров, например, с Украины, однако, чтобы государство не теряло налоговые отчисления, этот процесс найма следует легализовать.