Представители профсоюзов в Литве констатируют, что люди старшего возраста стремятся работать, однако у них возникают проблемы с трудоустройством, несмотря на нехватку кадров, пишет Delfi.
"Они (старшее поколение – прим. Baltnews) со слезами рассказывают, что хотят работать. До пенсии им остается десять лет, нужного стажа нет. Они готовы на любую работу, но сталкиваются с тем, что часто все вопросы заканчиваются после того, как называешь свой возраст", – рассказала председатель Литовской конфедерации профсоюзов Инга Ругинене.
Работодателям может просто не хватать навыков у кандидатов почетного возраста в условиях изменяющегося рынка труда, подчеркнул президент Конфедерации работодателей Данас Арлаускас.
"Тут надо констатировать, что люди старшего возраста отстают от жизни. Несколько дней назад мы говорили с премьером о системе переквалификации – она очень архаичная. Она не успевает идти в ногу с технологическими изменениями, новыми требованиями на рынке труда", – отметил Арлаускас.
С другой стороны, сотрудник в сфере коммуникаций Снегуоле Матонене, которой уже исполнилось 50 лет, считает, что старшее поколение просто искреннее говорит о своих недостатках, поэтому у более молодых работодателей может сложиться впечатление, что молодежь "опытнее". "Они могут сказать, что чего-то не знают, а молодежь об этом не говорит, возможно, в силу опыта и желания показаться лучше, они просто не скажут, что чего-то не знают. Поэтому и кажется, что у молодежи знаний и навыков больше", – заметила Матонене.
По подсчетам Службы занятости, в Литве не имеют работы 90 тысяч человек старше 50 лет. Эксперты считают, что многие профессии, которые были востребованы ранее, сегодня уже не пользуются популярностью. При этом люди почетного возраста боятся переквалификации. Тем не менее в последнее время больше людей старше 50 лет стали устраиваться на работу – в прошлом году 4 тысячи в месяц, а в этом – уже 5 тысяч человек.
"Мы уже не можем говорить, что работодатели дискриминируют работников по возрастному принципу, поскольку из-за нехватки работников востребованы и люди старшего возраста. Но проблема в том, что они менее мотивированы и не могут приспособиться к изменениям на рынке", – сказала представитель Службы занятости Гедре Вите.
Между тем ситуация на рынке труда в странах Балтии на фоне коронавируса стала еще более тяжелой.
Как считает эстонский экономист Леонид Цингиссер, количество безработных с наступлением пандемии и карантинных ограничений увеличилось.
"Смысл в том, что пострадали разные сервисные предприятия, общепиты. У нас сервисно-ориентированная экономика. Когда мы решили отказаться от производств, то нас никто не спрашивал. И производственные какие-то постсоветские дела мы тоже успешно похоронили. Не без помощи Евросоюза, который стимулировал потребление, а не производство на месте", – сказал Цингиссер порталу Baltnews.
Экономист рассказал, что в результате Прибалтика перешла на сервисную экономику.
"В условиях пандемии туризм если полностью не остановился, то очень сократился. Простой пример, условно говоря, торговля сувенирами в Старом городе. Кому будете их продавать, если туристов нет? Эти предприятия начали сыпаться. Работники, которые были там заняты, – они попали на биржу", – пояснил Цингиссер.
При этом условной продавщице из магазина сувениров будет достаточно непросто переквалифицироваться в программиста, который был бы востребован на рынке труда. "Тут обучай, не обучай – сами понимаете", – отметил он.