Киев, предлагая различные условия Москве в обмен на запуск "Северного потока–2", пытается еще хоть что-то для себя выторговать, чтобы окупить свои финансовые потери от реализации проекта, считает директор Центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
"Тут просто попытка [Киева] немножко привлечь внимание – не более того. (...) Смысл [заявлений украинских политиков] в том, чтобы попытаться хоть что-то выторговать [у Москвы], пока вроде проект еще полностью не работает. И попытаться хоть что-то за это получить. И говорят они то о каких-то обязательствах по поставкам со стороны России, то о каких-то гарантиях от европейцев. Это просто попытка такая", – заявил Кулагин в беседе с Baltnews.
Ранее министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что условием запуска газопровода "Северный поток–2" должна быть "деоккупация украинских территорий и энергетическая безопасность Украины. В Берлине такое предложение назвали "несусветной чушью" и популизмом. По словам депутата бундестага ФРГ Вальдемара Гердта, украинские политики пытаются так угодить своим заокеанским спонсорам.
Кулагин напомнил, что реализация проекта уже перешла в финальную стадию, а на одной из ниток газопровода уже происходит заполнение газом.
"Дело в том, что уже понятно, что проект будет завершен и будет работать, потому что первая ветка, как было заявлено, уже проложена, и идет наполнение газом. Сейчас, скорее всего, Украина, как принято говорить, пытается сесть в последний вагон уходящего поезда", – пояснил аналитик.
Кроме того, на фоне предстоящей встречи президента России Владимира Путина и его американского коллеги Джо Байдена украинские политики стараются напомнить о себе, добавил Кулагин.
"Тем более, что [украинские политики] прекрасно понимают, что идут российско-американские встречи на высшем уровне. Вдруг удастся сигнальчик какой-то подать. (…) больше используют такой момент, хотя, естественно, на эти слова пока мало кто обращает внимание, потому что весь геополитический вопрос уже в принципе решен", – отметил собеседник Baltnews.
Между тем, сравнивая возможности "Северного потока–2" и украинской газотранспортной системы, очевидно, что преимущество остается за первым – поэтому Киев надеется на то, что может получить еще что-то взамен, подчеркнул эксперт по энергетике.
"С одной стороны, есть высокотехнологичный "Северный поток–2", который современный и трубы такие, что позволяют поставлять под хорошим давлением и с минимальными выбросами самый чистый газ в Европу с учетом углеродного следа. А есть альтернативы в рамках более дорогого украинского направления, да еще с кучей проблем состояния самого ГТС – и что выбрать? Но выбор очевиден", – полагает специалист.
"Все равно Россия всегда заявляла, что предпочитает на нормальных условиях сохранить транзит через Украину, потому что логистически ближайшая страна и это необходимо для балансировки поставок украинской ГТС. Если поставки Россией прекратятся, то украинские потребители останутся без газа, но Россия никогда не выступала против сохранения объемов транзита 10–15 млрд. Но риторика такая, что [Киев] пытается выбить что-то больше", – резюмировал Вячеслав Кулагин.