Система финансов устарела: ЕС хочет поднять свою экономику в обход правил

© AFP2021 / PHILIPPE HUGUEN

Пандемия COVID-19 показала, что система расходов ЕС отражает устаревшую экономическую систему. Уже давно идут разговоры о необходимости реформирования в этом направлении, но будут ли приняты новые изменения на практике – большой вопрос.

Прошлой весной, когда экономические последствия пандемии коронавируса набирали обороты, Европейская комиссия приостановила действие Пакта стабильности и роста – набора правил по проведению странами ЕС здоровых государственных финансовых операций и координированию своей бюджетной политики.

А в марте этого года Еврокомиссия дала понять, что действие правил будет приостановлено до 2022 года включительно.

Это было сделано для того, чтобы позволить правительствам брать кредиты и тратить значительные средства на поддержку своих экономик, обеспечить предприятия всем необходимым во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19.

В результате государства-члены ЕС к сегодняшнему дню накопили огромный долг, который будет довольно сложно оплатить в ближайшие годы.

В связи с этим принимается решение о продлении приостановки Пакта стабильности и роста еще на один год, и, скорее всего, в будущем будет происходить то же самое, пока ситуация с госдолгом в странах-членах ЕС не стабилизируется.

Приостановление действия фискальных правил из-за пандемии дает долгожданную возможность переосмыслить их. Большинство наблюдателей согласны с тем, что эти правила давно устарели, поэтому необходима серьезная реформа.

Брюссель планирует провести консультации на тему, как реформировать систему в конце текущего года, прежде чем вносить предложения министрам финансов. Вопрос лишь в том, последуют ли за словами какие-либо реальные действия?

Бумажный тигр

К сожалению, шансы на то, что свет увидит радикальную реформу, которая извлечет уроки из пандемии и других кризисов (например, 2008 года), близки к нулю. Хранители старой фискальной политики в Северной Европе не одобрят этого.

Закрепленные в Маастрихтском договоре 1992 года правила требуют, чтобы правительства держали государственный долг ниже 60% своего ВВП и ограничивали свой бюджетный дефицит на уровне 3% ВВП.

Такие меры были призваны предотвратить финансовую недисциплинированность государств-членов и остановить ее распространение по всей еврозоне.

Европейцы полагали, что любая фискальная политика, пытающаяся выйти за рамки этих "автоматических стабилизаторов", скорее всего, вызовет инфляцию. Следовательно, тех политиков, у которых есть стимул к чрезмерным тратам, следовало в этом ограничивать.

Пакт стабильности и роста 1997 года, принятый под давлением Германии перед началом введения евро, был призван заставить страны соблюдать эти правила. Документ предусматривал санкции за их несоблюдение, вытекающие в большие штрафы.

Самое странное то, что эти санкции никогда не применялись, несмотря на последовательные нарушения со стороны южноевропейских стран, и, таким образом, уже давно потеряли всякий авторитет.

В частности, фискальные правила нисколько не остановили Грецию стремительными темпами наращивать свой долг, что в итоге и привело к крупнейшему финансовому кризису в ЕС в 2008 году.

Как заявил экономист Николас Верон из аналитического центра Брейгеля и Института международной экономики Петерсона, "урок 22-летнего существования евро заключается в том, что санкции никогда не будут активированы и не будут служить сдерживающим фактором даже в крайних случаях. Следовательно, все фискальные правила – это бумажный тигр".

Фискальные правила, похоже, вернутся нескоро

Многие экономисты утверждают, что Маастрихтские критерии были разработаны для ушедшей эпохи роста процентных ставок, инфляции и экономического роста. Это уже неуместно в то время, когда стоимость заимствований сократилась, а инфляция остается стабильно низкой.

Все фискальные правила сегодня уже попросту не могут нормально функционировать, поскольку во время пандемии государственный долг Италии вырос со 130 до 160% ВВП, Франции и Испании – со 100 до 120%, а Греции – со 185 до 210%.

Однако изменение этих правил потребует внесения поправок в договоры ЕС в результате единогласного решения всех правительств союза, что крайне маловероятно.

Например, министр финансов Ирландии Паскаль Донохью, который возглавляет Еврогруппу министров финансов, исключил призывы экспертов заменить Пакт налоговыми стандартами, которые устанавливают слишком большую свободу в сфере фискальной политики стран.

В связи с тем вполне вероятно, что этот пакт все же будет возобновлен в ЕС после окончательного восстановления Европы от пандемии и существенного уменьшения госдолга национальных государств, хотя и случится это очень нескоро.

Возвращение фискальных правил может привести к сокращению финансирования и даже отмене множества общеевропейских и национальных проектов, неадекватной экономии стран-членов, усилению разрыва между бедными и богатыми странами союза.

Австрийская модель?

К счастью, есть изменения, которые могут быть сделаны без внесения поправок в законодательство ЕС или болезненного переписывания договора. За это надо благодарить австрийцев.

Австрийский способ обхода фискальных правил Евросоюза заключается в том, что правительство не берет в долг напрямую, а создает для этого специальную компанию.

Таким образом, в стране наращивается не госдолг, а долг какой-то компании, чего Пакт стабильности и роста не запрещает.

Германия очень скоро переняла австрийский подход и довольно успешно использует его.

Такая схема направлена на то, чтобы избежать повторения ошибок реакции ЕС на кризис еврозоны, когда синхронная жесткая экономия привела к краху государственных инвестиций, вызвав двойную рецессию, сократив потенциал экономического роста и усугубив дефицит инвестиций частного сектора.

Другие страны могут последовать примеру Австрии и Германии, если не хотят ограничений своей свободы в денежно-кредитной сфере, соблюдая давно устаревшие правила фискальной политики ЕС.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.