Литва на пути к кризису: безработица потянула за собой другие беды

Финансовые эксперты прогнозируют, что из-за безработицы количество банкротств в Литве после пандемии удвоится. Процесс коснется как юридических, так и физических лиц.

Правительство Литвы в очередной раз надуло собственных граждан. Премьер Ингрида Шимоните обещала с 15 февраля смягчить условия карантина, введенного на всей территории республики еще 7 декабря. В частности, кабмин позволил возобновить работу парикмахерских, салонов красоты, промтоварных магазинов и лавочек, если у торгового объекта общая площадь не превышает 300 кв. метров и имеется отдельный вход с улицы.

Однако по-прежнему не открыты крупные торговые центры, театры, музеи, спортивные залы, рестораны, кафе и так далее. Смягчить условия карантина для владельцев и арендаторов этих помещений правительство планирует с 1 марта. Но не обещает.

Кинули цинично

2020 год со всеми его бедами основательно иссушил финансовые ресурсы даже состоятельных предпринимателей. Если вести речь о мелких торговцах в розницу, почти 100% которых арендуют лабазы у администраций городских и сельских рынков, эта категория "бизнесменов" прочно сидит на мели.

Разумеется, такие торговцы первыми бросились в отделения государственной налоговой инспекции. Кто на месяц, кто на полгода выкупил лицензии для ведения финансовых операций. А дальше рвущихся на работу ждал тупик. "Базарных" обманули, так и не позволив разложить товары на прилавках.

Сколь долго продлится пауза, никто не знает. И никто в правительстве не собирается считаться с интересами обведенных вокруг пальца.

Владельцы салонов красоты и парикмахерских тоже не скачут от восторга. Хотя могут работать, их деятельность ограничена требованиями к площади на одного клиента. Из-за таких драконовских ограничений иные мастера работают всего один день в неделю. Фактически за это время могут обслужить 8–10 клиентов.

Как раз, чтобы покрыть аренду, счета за свет, воду и другие коммунальные платежи. А еще есть кредиты и обязательства перед коммерческими банками, личные долги, ремонт оборудования, закупки расходных материалов.

Президент республиканской ассоциации парикмахеров Йоланта Мачюлене горько призналась: "Все хотят восстановить финансовое положение. Возвратиться хотя бы на уровень января 2020 года. Разговоры о третьем карантине никого не удивляют, он наверняка навалится. Помощи от правительства пока нет, ситуация печальная".

Владельцы спортивных клубов и комплексов продолжают сидеть в карантине, но в меру возможного протестуют против планов кабмина уничтожить этот прибыльный бизнес.

Собираются большими группами под окнами правительства, тренируются, проводят мини-турниры по командным видам спорта. Госчиновники не прочь полюбоваться на энтузиастов сквозь окна своих кабинетов. Это все, чего смогли добиться протестующие.

Планы на март

На открытие надеются крупные торговые центры. Действующие в карантин интернет-прилавки приносят им лишь небольшую прибыль. Вновь открытые двери – это в прямом смысле спасение для бизнеса среднего уровня. На несколько процентов может сократиться безработица, достигшая уже более 18%. В сравнении со средним уровнем, она за год выросла вдвое.

Среди оставшихся без стабильных доходов вспыхнула настоящая паника после неосторожных слов министра социальной защиты и труда Моники Навицкене "государство не должно страховать безработных обязательным страхованием здоровья".

Скандал не случился, поскольку министр успела дать задний ход: "Вам кажется, что я не хочу страховать безработных? Я считаю иначе – государство должно страховать безработных, и не только их. Мне кажется, что вообще надо идти путем введения универсального страхования здоровья".

Пожар почти республиканского масштаба погасили. Но осадок остался. Литовцы давно выучились слышать несказанное и читать между строк. Неосторожный пассаж главы Минсоцзащиты народ воспринял, как звоночек о дальнейшем росте безработицы и отсутствии у правительства финансовых ресурсов.

Бензина в костер плеснул Аудрюс Линартас, директор национальной службы аудиторской оценки имущества. Он открытым текстом заявил:

"Количество безработных в будущем может увеличиться из-за банкротств. Оно будет рассматриваться с точки зрения, скажем, увеличения нетрудоспособности. Если компания в данный момент держится и не увольняет сотрудников, то уровень безработицы в таких компаниях после объявления их неплатежеспособными должен вырасти".

Бизнес камнем уходит на дно

Как профессионал своего дела, Линартас ответственно заявил журналистам: "По сравнению с 2019 годом количество банкротств к концу 2020 года увеличилось вдвое". На вопрос, может ли государство помочь компаниям избежать банкротств, специалист заверил: многие банкротства затянутся, и государство вряд ли может оказаться полезным.

Государственная помощь – очень важный фактор. Благодаря ей часть компаний, несмотря на стагнацию и убыточность, по-прежнему остается на плаву. Кроме того, коммерческие банки согласились отложить интенсивное взыскание долгов.

Однако такие "примочки" не могут быть вечными. Всему есть предел. Имеется он и у финансовых возможностей правительства. Помощь закончится – начнутся корпоративные банкротства.

Камнепад начинается с камешка

Завершая небольшой обзор, обязательно следует сказать: если бы литовское государство реально заботилось о мелком и среднем бизнесе, безработица и банкротства не носили бы апокалиптического характера. Маловероятно, чтобы люди, пережившие серийные обманы, вновь выдадут правительству кредит доверия. Скорее наоборот.

Даже очень оптимистичные финансовые аналитики рисуют на 2021 год плохие сценарии. Не факт, но может резко вырасти эмиграция. Первыми в очереди за билетами в Скандинавию или в Великобританию стоят именно мелкие торговцы в розницу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.