Транспорт не поможет. Литва утешает свою транзитную боль

© Sputnik/ Максим Богодвид

Вильнюс настаивает на том, что переброска белорусского транзита в российские порты больше ударит по Минску, нежели по Литве. 

От переброски белорусских грузов пострадают лишь отдельные компании, а не вся экономика Литвы, заявила экономист NVL Индре Гените-Пикчене.

"Это не болезненный шаг для Литвы, как и для экономики в целом. Это ударит по узкому сектору. И даже если бы удобрения перенаправлялись через другие порты, это не было бы очень болезненно для экономики Литвы, потому что мы уже снизили нашу зависимость от этих рынков с точки зрения транспорта", – цитирует Гените-Пикчене tv3.lt.

Однако в Вильнюсе признались, что больше других на себе ощутит потерю грузов из Белоруссии литовский оператор нефтетерминалов Klaipedos Nafta. Уход Белоруссии с рынка Литвы может обойтись компании потерей около трети своих грузов.

"Если говорить о конкретном влиянии белорусской нефти на Klaipedos Nafta, то это может составлять около 30% от общего объема грузов. И естественно, что влияние белорусского транзита на некоторые наши компании действительно незначительно", – сказала Гените-Пикчене.

Руководство "Литовских железных дорог" (ЛЖД) также призналось в экономических потерях.

"Естественно, это больно, потому что теряется каждая тонна, а это значит, что нам нужны дополнительные усилия, чтобы найти следующую тонну в перевалке", – подчеркнул заместитель генерального директора ЛЖД Эгидиюс Лазаускас.

По подсчетам литовских специалистов, переориентация транзита нефти в российские порты обойдется Минску на 50% дороже, чем те же грузы в Литве. Это связано с тем, что расстояние транспортировки нефти по железной дороге увеличится почти в два раза по сравнению с доставкой в Литву.

Между тем руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов считает иначе. По его словам, основной удар от переориентации белорусских грузов будет нанесен по Клайпедскому порту, на который приходится значительная доля поступлений литовского бюджета.

"Литва почувствовала уход белорусского транзита уже теперь. Потеря белорусских нефтепродуктов, а вместе с тем и других товаров, которые Литва пропускала через свою территорию, выступая экономическим транзитером, ушел на годы вперед", – уверен Колташов.