От безработицы спасут роботы – ноу-хау правительства Литвы

© Sputnik/ Антон Денисов

Безработица в Литве выросла и составляет теперь примерно 420 тысяч человек от общего количества жителей. Прогнозируемый рост по итогам декабря – минимум еще на 1%.

Управленческая вертикаль в Литве выстроена таким образом, что раз в четыре года новое правительство первым делом в пух и прах разносит все достижения предыдущего кабинета министров, а ушедшие в запас не жалеют критики в адрес программы, которую в парламенте объявляют сменщики.

Ровно так случилось в Сейме Литвы на прошлой неделе, когда новоиспеченный премьер Ингрида Шимоните проводила презентацию дорожной карты на период до 2024 года.

78 членов Сейма программу поддержали, 30 проголосовали против, 20 парламентариев не смогли определиться с симпатиями. Перевес в пользу "за", как видим, не доминирующий.

Можно даже сказать, что депутаты парламента с большой осторожностью отнеслись к документу, созданному в правоцентристских политических коридорах прогнозистами из консервативного "Союза Отечества", "Движения либералов" и Партии свободы.

Лозунг момента: никаких революций!

Лидеры коалиции называют созданное ими правительство сбалансированным. С точки зрения равенства полов так и есть – восемь мужчин и семь женщин против 14 мужчин и одной женщины, работавших с 2016 года у ставленника аграриев Саулюса Сквернялиса.

Но для идеального баланса по западному типу кабинету Ингриды Шимоните не хватает в своих рядах афроамериканца, открытого гея и трансгендера, смеются оппозиционеры.

Впрочем, все им не так. Например, шутили во время парламентской дискуссии над готовностью нового правительства "не совершать революций, а стремиться к дискуссиям и решениям, основанным на знаниях".

Очень скептически оппозиция отнеслась к идее национального соглашения в сфере образования. Мол, как-то обходились почти 30 лет, обойдемся и на этот раз.

Услышав, что новая команда обещает модернизировать экономику, уменьшать социальное отчуждение, улучшать доступность социальных услуг, уделять больше внимания одиноким пенсионерам и матерям, возмутились и обвинили коалицию в плагиате.

Какой здесь плагиат, то есть умышленное незаконное использование результатов чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе?

Все предыдущие правительства Литвы, включая кабинет Сквернялиса, пытались управлять экономикой, сокращать пропасть между богатыми и бедными, повышать пенсии, пособия и выплаты матерям-одиночкам. Никакого плагиата нет – есть очередная попытка с мертвой точки сдвинуть планы, оказавшиеся не по зубам предшественникам.

Как пишет журналист Симона Воверюнайте, "нужно дать шанс правительству". Разумеется, нужно. Беда в том, что у страны и народа нет времени ждать сто дней, которые традиционно отводят новым чиновникам на раскачку, – коронавирус никого ждать не будет.

Нью-Васюки по всей стране

Коронавирус – угроза из краткосрочной перспективы. Максимум к лету 2021 года с эпидемией будет покончено. Есть долгосрочные бомбы замедленного действия, которые закладывают члены правительства.

Министр экономики и инноваций Аушрине Армонайте, например, всерьез говорит о насущной необходимости роботизации максимально возможного количества секторов экономики и вообще всей общественной жизни.

Роботы в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в системе общественного питания – роботы всюду.

Заказываешь чашку кофе латте – автомат приготовит и подаст. Пришел получать заказное письмо на почту – робот-почтальон найдет его в секунду. Сел в такси – робот-водитель безопасно доставит до места назначения и, возможно, даст сдачу с крупной банкноты. Не жизнь, а сплошной технический, технологический оазис на границе между Востоком и Западом, в котором делами заправляет искусственный интеллект.

Но на финише 2020 года в Литве будет примерно 450 тысяч безработных, количество которых зимой 2021 года продолжит расти и достигнет полумиллиона, по прогнозам директора национальной службы занятости Инги Балтаносине. Причем половина этого количества – люди предпенсионного возраста.

Что Литве даст вожделенная роботизация, насколько поднимет репутацию государственных институтов в глазах гражданского общества?

Мало что даст. Мир стоит на пороге глобального экономического кризиса.

Страны Европы и Литва в их числе нахватали долгов. Как отдавать, если количество рабочих мест сокращается? Роботизация уничтожит профессии, например, водителей, продавцов любых товаров, железнодорожников, кладовщиков, охранников, почтальонов, чернорабочих, людей на вредных или опасных для жизни производствах и так далее.

Глобальная трансформация экономики освободит в Литве миллион рабочих рук. Не завтра и не в 2030 году, но тренд очевиден.

Как говорят поэты, даже большие реки начинаются с маленьких ручейков. Воротилы мирового уровня в своих сценариях уже говорят о замене заработной платы безусловным базовым доходом (ББД) – независимо от того, работает человек или нет, государство обязано его содержать. Наступит коммунизм: "вкалывают роботы", "каждому – по потребностям".

Допустим, до 2024 года Аушрине Армонайте и ее единомышленникам удастся роботизировать все складские помещения логистических центров, стратегических предприятий, крупных производств, торговых центров и так далее. Одним словом, все ангары и помещения, подпадающее под определение "склад". В центры занятости тут же выстроятся очереди из примерно 70 тысяч вчерашних складских работников.

Встает вопрос: "Чем их занять?". Увы, нечем. Потому что благие намерения Министерства экономики и инноваций никак не связаны с планами Минсоцзащиты и Минфина. Как работали эти три госучреждения порознь в 1993 году, так и продолжают работать.

Разобщенность идет во вред государственному строительству и в убыток обществу. А, казалось бы, кабинет ведет речь об использовании искусственного интеллекта во благо человека.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.