По статистике, с которой вынужден согласиться даже президент Гитанас Науседа, каждый пятый житель Литвы прозябает ниже черты бедности. Экономисты спрашивают людей из команды президента: можно ли в таких условиях строить государство благоденствия? В ответ звучит – не только можно, но и нужно! Однако никто из советников главы государства не берет на себя смелость объяснить, с чего начинать строительство.
Стройка-перестройка
Задуманная Науседой коммунистическая утопия под названием "государство всеобщего благополучия" – идея сама по себе привлекательная. Мало кто окажется против действительно социально справедливого, глубоко демократического, экономически сильного государства, в котором живешь сам и будут жить потомки.
Гитанас Науседа свой главный социально-экономический тренд постоянно подпитывает, а на встречах с только что назначенной премьером Ингридой Шимоните и кандидатами в члены ее кабинета не забывает напомнить о стратегической цели общих усилий.
Если судить по репортажам из рабочей резиденции на столичной площади Дауканто, гости слушают Науседу внимательно и согласно поддакивают. Возможно, им понятно нечто такое, что не понятно обывателям, которые приучены жить не фантазиями, а вполне земными проблемами.
Они, судя по статистике, таковы: в Литве 600 тысяч нищих – это почти 22% (точнее, 21,739%) всего населения республики. Просматривается четкая тенденция к росту. Например, работодатели уже сговариваются в условиях кризиса платить работникам моложе 21 года только "минималку".
Параллельно национальная служба занятости отмечает рост безработицы среди людей предпенсионного возраста. Всего в возрастном сегменте 55+ работу ищет почти 30 тысяч человек. Это на 60% больше, чем в 2019 году.
Идеи есть, нужны действия
Кажется, в конце ноября впервые за полтора года с момента объявления амбициозных планов Науседы собрались вместе серьезные экономисты, социологи, чиновники, чтобы поговорить на актуальную для государства тему. Дискуссия получилась неожиданно острой и, можно предположить, не слишком комплиментарной для главы государства и его ближайшего окружения.
Инга Балтаносине, директор национальной службы занятости, взорвала информационную бомбу, когда обнародовала статистику по росту безработицы среди наемных работников старших возрастов.
Они повсеместно первыми стоят в очередях на увольнения, которые участились из-за пандемии коронавируса. У "старичков" недостаточно компетенции для решения привычных задач по-современному: дистанционно, с помощью компьютерных программ.
Возрастные рабочие руки стали заложниками литовских стандартов того, что должен уметь и знать современный работник.
Как это исправить, сама Балтаносине не знает и считает, что проблему следует решать на государственном уровне. В конце концов, для решения подобных задач существует немало специально созданных институтов, которые, к сожалению, больше занимаются изобретением рекомендаций, трудно осуществимых на практике.
Позиция экономиста
Экономист Ромас Лазутка – известный в Литве разрушитель ложных стереотипов. Он считает: президент Науседа не сказал ничего нового, когда привел цифры, иллюстрирующие уровень нищеты. "Статистика не меняется лет 15. В Литве нищета в два раза выше, чем в любой другой стране Евросоюза и выше среднего уровня в ЕС".
Лазутка говорит неприятную правду: в Литве всегда присутствовала дискриминация наемных работников по возрасту. Давно сложился ложный стереотип: чем старше работник, тем он хуже молодого по тысяче причин.
Однако, как отмечает экономист, "70-летние во всем мире руководят крупными компаниями или, как минимум, имеют отношение к руководству, входят в составы советов директоров, считаются авторитетными знатоками дела, продолжают активно трудиться на привычных рабочих местах".
В Литве 70-летним, по традиции, доверяют только метлу и совок для сбора мусора.
Молодые боссы вовсе считают, что 55-летний подчиненный – возрастная обуза, которая должна работать за "спасибо".
"Минимальная заработная плата, которую в Литве получают примерно 400 тысяч человек, равна 445 евро. Такой месячный доход только на 2 евро превышает уровень бедности, равный 443 евро".
Не решив проблему, как довести "минималку" хотя бы до тысячи евро "на руки", нет смысла говорить о "всеобщем благополучии".
"Пришло время по примеру других стран Евросоюза отказываться от такого термина, как "минимальная месячная зарплата" и говорить о "зарплате проживания", когда доходы равны расходам на "корзину товаров и услуг", обеспечивающих спокойную жизнь.
"МЗП – это вознаграждение за неквалифицированный труд". Трудно представить, что 400 тысяч наемных работников заняты такой деятельностью", – в два предложения разоблачает политику сокрытия доходов и зарплат "в конвертах" Ромас Лазутка.
Отсюда не новая, но актуальная задача для руководителей государства: концентрация сил для борьбы против "тени", о которой уже два года как не вспоминают вовсе ни на каком управленческом уровне.
Даешь хороший капитализм!
Моника Навицкене, без недели новый министр социальной защиты и труда, известна как сторонница "хорошего капитализма", на фундаменте которого только и можно построить задуманное президентом "государство благоденствия".
У почти главы Минсоцзащиты есть и "дорожная карта". В цифрах некоторые шаги выглядят так: к 2024 году количество живущих за чертой бедности должно сократиться на 17%, до 470 тысяч человек.
Конечно, это далеко не победа над нищетой, но перевод 130 тысяч жителей из категории "нищие" в статус "благополучные" – задача благородная. Навицкене категорически не приемлет идеи работодателей о выплатах только "минималки" молодым, называя такую дифференциацию ошибочной. Хотя бы на том основании, что молодежь в Литве – далеко не самая неквалифицированная рабочая сила.
Поголовная компьютерная грамотность, высокая мобильность, знание двух-трех иностранных языков, чуткость по отношению к прогрессу ни в какой стране не может оцениваться в 445 евро в месяц "на руки".
Вместо резюме
Два вывода из этой дискуссии напрашиваются сами собой. До "государства всеобщего благоденствия" Литве маршировать не менее 50 лет, и то не факт.
Налогоплательщикам в 1990 году уже обещали "жизнь, как в Португалии к 1995 году, как в Швеции – к 2000 и как в Швейцарии – к 2010". Увы, планов даже на бумаге не осталось.
Новый тренд, возможно, необходим Науседе исключительно пиара ради. С 12 июля 2019 года, когда "его превосходительство" стал десятым президентом Литвы, прошел год и почти пять месяцев. За этот относительно немаленький срок не сделано ничего в намеченном направлении. 600 тысяч нищих – лучшее подтверждение того факта, что строительство обещанного "государства всеобщего благоденствия" даже не начиналось.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.