Обычная гречка в руках консерваторов из партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" стала козырем в предвыборной борьбе против партии "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" (СКЗЛ), основных конкурентов в гонке за парламентское большинство в Сейме Литвы 13-го созыва.
Бывший министр сельского хозяйства Казис Старкявичюс обвинил аграриев в том, что в обход европейских санкций они покупают в России не только удобрения, но и крупные партии зерновых культур.
Старкявичюс, по его словам, не поленился заняться политико-сельскохозяйственной археологией и отыскал в пыли архивов немало интересного.
Странные дела минувших дней
Экс-министра удивило, что кабинет Саулюса Сквернялиса никогда даже теоретически не изучал возможностей закупок пшеницы и гречки на Украине или в других странах, которые не попали под эмбарго со стороны ЕС и для которых нет никаких ограничений в поставках этой сельхозпродукции на рынки Европейского союза.
Согласно документам, только за первые десять месяцев 2018 года в Литву импортировано более 17 тыс. тонн пшеницы: из Белоруссии – менее двух тыс. тонн, из РФ – без малого 16 тыс. тонн.
Минсельхоз Литвы за этот же промежуток времени закупил почти 16 тыс. тонн гречки на сумму почти 3 млн евро. В том числе 223 тонны – в Белоруссии, остальную – в России.
А уже в 2019 году импорт российской гречки увеличился почти в три раза и перевалил рубеж в 40 тыс. тонн. Дошло до того, что в октябре того же года члены профильного комитета Европейской Комиссии подняли вопрос о необходимости противостояния российской сельхоз интервенции в масштабе всего европейского экономического сообщества.
Однако озабоченность брюссельского комитета по сельскому хозяйству никак не аукнулась в кабинетах Минсельхоза Литвы: как закупали зерновые в РФ, так и продолжают закупать.
Консерватор Старкявичюс не сомневается – давно пришло время исправлять правительственную аномалию, начать серьезно защищать литовских производителей зерна, искать новые адреса для импорта.
В ответ ставленники СКЗЛ объяснили: при нулевых таможенных тарифах на некоторые продукты растениеводства нужно не рассуждать, а запасаться впрок. Особенно если собственный урожай зерновых достаточно скромен, что подталкивает землепашцев к увеличению цен на продажу.
Не забыли люди из СКЗЛ напомнить о капризах погоды, связанных с изменениями климата. Если весной агрономы прогнозируют высокие урожаи, это совершенно не значит, что к осени планы останутся неизменными.
Статистика на их стороне. В 2018, о котором говорит консерватор Старкявичюс, урожай зерновых был на 1/3 скромнее, чем годом ранее. А в отдельных сельскохозяйственных районах – на 50% меньше. По Литве фермеры не добрали от 15 до 20% запланированных объемов.
Не ждать, а пользоваться любой возможностью для заготовки продовольственных запасов и кормов птице, крупному рогатому скоту –вот чем необходимо заниматься, не перестают доказывать свою правоту чиновники Минсельхоза Литвы.
Нашла коса на камень
Выпускник московской сельскохозяйственной академии, Казис Старкявичюс зарекомендовал себя как крепкий и компетентный руководитель. В любой бывшей республике СССР такие люди выбивались на самый верх власти.
Старкявичюс в ранге министра пригодился бы всюду – в Белоруссии, Эстонии, Армении. Какое-то время был востребован и в родной Литве.
Однако поколения менеджеров от сельского хозяйства оттеснили профессионала на задний план, всецело в своей работе положившись на непогрешимость директив из Брюсселя.
В обратном направлении Вильнюс транслирует победоносные рапорты и гордится тем фактом, что во второй половине августе 2020 года выросли закупочные цены на зерновые: на пшеницу – на 3,47%, на твердые сорта ржи – на 9,03%. Правда, упали на рапс и на кормовой ячмень II класса – на 3%.
Однако если анализировать ситуацию в целом, а не фрагментарно, как это делают топ-менеджеры Минсельхоза, нужно признать – экс-министр Старкявичюс абсолютно прав, когда утверждает, что при сохранении нынешней ситуации Литва через десять лет исчезнет с мирового рынка зерна.
Небольшое отступление: потеряв с введением антироссийских санкций продовольственный рынок России, литовские фермеры начали искать новый. Попробовали пробиться в мусульманские страны, стали бороться за сертификаты Halal, но очень быстро убедились – конкурировать в этих краях и сложно, и дорого. Надежды на рынки Индонезии, Ирана, ОАЭ увяли, не успев расцвести.
Аналогичное случилось с украинским рынком свиней и свинины. Африканская чума поставила крест на планах, поскольку Украина применила очень строгие требования к импорту.
В 2015 году инспекционная служба продовольственной безопасности США United States Department of Agriculture (Food Safety and Inspection Service) приняла решение о внесении Литовской Республики в список стран, имеющих право экспортировать мясо и мясные продукты в США. Но экспорт по сей день представляет из себя ничтожные количества и не идет ни в какое сравнение с экспортом мяса из Австралии и Новой Зеландии.
Не столь явно, но похожие тенденции существуют и на рынке зерна.
Бывший министр Старкявичюс приводит любопытный документ, который можно назвать анализом возможностей в сравнении с другими продавцами. Начинается он с заявления, что две традиционные точки экспорта уже потеряны. Оказывается, Россия "виновата" в том, что Литва становится неконкурентоспособной.
Литовцев "душит" страна двуглавого орла
Урожаи зерновых в РФ впечатляют. Например, в 2019 году он составил 120,668 млн тонн, в том числе пшеницы – 74,335 млн тонн, следует из данных Росстата. Литва, к сожалению, такими цифрами похвалиться не в состоянии.
Россияне на рынках диктуют цены, под которые можно только подстраиваться.
Но дело не только в них. Например, рынок Саудовской Аравии для Литвы потерян. Туда Литва экспортировала ежегодно от 700 тыс. до 1,4 млн тонн. Однако появилось зерно из РФ, и окно возможностей для литовских фермеров захлопнулось. Не получилось пробиться в Руанду, поскольку не удалось получить сертификаты на складирование зерна в хранилищах морского порта.
Приходится рисковать и забираться в Нигерию, Южно-Африканскую Республику, Марокко. Правда, и в этих странах много не заработаешь. Во-первых, они приобретают особо дешевое зерно. Во-вторых, там уже прочно обосновались купцы из России.
Как конкурировать с этой фантастической по размерам сельскохозяйственной державой, где пшеницей одного сорта засевают тысячи гектаров? Для сравнения, на литовских полях вызревают примерно 60 сортов. Не все покупатели готовы дорого приобретать такой "коктейль". В итоге из РФ вывезут 55 млн тонн высокосортного зерна, из Литвы – 4 миллиона зерна средних кондиций.
Задача текущего момента для литовских земледельцев проста, утверждают чиновники Минсельхоза – сохранить конкурентоспособность, повышая культуру производства зерна. Например, сконцентрироваться на двух-трех высокоурожайных сортах, которые можно было бы готовить на экспорт непосредственно в фермерских хозяйствах, а не на элеваторах, как происходит сейчас. Это наследство ХХ века отжило свое.
Но литовским фермерам, оказывается, безразличны интересы государства. Им важнее получить свои евро здесь и сейчас. Для этого крестьяне не брезгуют ничем. Даже сознательно мочат зерно перед доставкой на приемные пункты, чтобы вес получился побольше. Во время сушки на элеваторах при температуре 30 градусов такие зерновые просто сгорают. Но фермера конечный результат не волнует.
Ситуацию спасут деньги ЕС?
Консерватор Старкявичюс надеется, что на существующем положении дел положительно скажутся прямые выплаты ЕС, очерченные до 2027 года. Как летом сообщало информационное агентство ELTA, в 2021 году литовские земледельцы получат по 178 евро за гектар обрабатываемой земли, а через год – уже 200 евро.
"Выплаты растут и достигнут к 2027 году 215 евро за гектар", – обещает нынешний глава Минсельхоза Андрюс Паленис. Вопрос только в том, как дополнительные финансовые ресурсы будут использованы: их проедят или инвестируют в перспективы?
Впрочем, экономические планы России в отношении Прибалтики никак это не касается. Например, в морском порту в Усть-Луге созданы три новых терминала по переработке зерновых культур, пищевых продуктов, сыпучих и генеральных грузов. Площадь инфраструктуры – более 100 гектаров. Терминал заберет грузы у Лиепаи.
Для Литвы это означает, что транспортные расходы россиян сократятся. Они получат возможность еще сильнее снижать цены на перспективных рынках.
Помимо прочего, к такому шагу российские власти подтолкнула оголтелая русофобия со стороны правительств Литвы, Латвии и Эстонии, которые политику ставят впереди экономики, убивая собственное сельское хозяйство.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.