Клайпедский порт становится токсичным для Белоруссии. Пока не совсем понятно, каким образом ее грузопотоки пройдут через российские порты. Но уже сейчас ясно, что они получат дополнительные инвестиции от Минска, а "Беларуськалий" взамен – по-настоящему надежного посредника для своего экспорта.
В начале сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко говорил о планах переориентировать перевалку белорусских нефтепродуктов и хлоркалия из портов Литвы. Но похоже, что ставки повышаются. Правительство Белоруссии теперь готово пойти намного дальше, чем просто поменять посредника для экспорта товаров на Запад.
Лукашенко предложил вложить средства, которые останутся от российского госкредита на строительство Белорусской АЭС, в портовый проект в Ленинградской области.
Политические риски важнее сиюминутной прибыли
Расстояние от белорусских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) до порта Усть-Луги больше, чем до литовского порта Клайпеды или латвийского Вентспилса. По разным оценкам экспертов, в данный момент перевалка светлых нефтепродуктов для белорусской стороны в Усть-Луге стоит 1,15 тыс. рублей за тонну, а в Клайпеде – почти 500 рублей, что, по сути, почти в два раза дешевле.
Для доставки бензина и других типов нефтепереработки можно использовать российские железные дороги, но даже если РЖД даст скидку в 50%, такие поставки все равно будут обходиться Белоруссии дороже. Можно использовать в реверсном режиме нефтепровод Полоцк – Андреаполь, но тогда придется заниматься переоборудованием этой коммуникации, а это дополнительные расходы.
Есть и еще одна проблема – Белоруссия через порты стран Балтии экспортирует на мировые рынки 6 млн тонн нефти. А ведь есть еще 10 млн тонн калийных удобрений. Очевидно, что российские порты не могут за один день так просто увеличить перевалку грузов на 16 млн тонн.
Все-таки инфраструктура терминалов выстроена таким образом, что все ее мощности уже заняты. Это значит, что России нужно либо сократить свой грузопоток в этот регион, либо очень быстро нарастить пропускную способность портов, особенно в Усть-Луге.
Но, похоже, Белоруссию такие трудности вообще не пугают. После того как литовское правительство стало активно поддерживать протесты и их вдохновителей в этой стране, балтийская республика для нее объективно стала слишком ненадежным торговым партнером.
Практика сложных отношений Литвы и России после 2014 года показала, как легко и быстро Прибалтика может в угоду идеологии разрывать экономические связи с важнейшим для нее партнером.
Именно поэтому Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко предложил инвестировать в Усть-Лугу и даже совместно построить новый терминал для белорусских грузов.
Как считает политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев, у главы Белоруссии появилась необходимость дистанцироваться от услуг балтийских портов. Во-первых, из-за позиции Литвы, Латвии и Эстонии относительно протестов в стране, во-вторых, из-за обязательств перед Россией – единственной страны, которая, в отличие от остальных, действительно готова развивать с Белоруссией совместные проекты.
"Учитывая крайнюю враждебность балтийских стран к РФ, Россия вполне логично последние 15 лет старается свести к минимуму грузопотоки через литовские, эстонские и латвийские порты. Лукашенко – союзник российского правительства – не следовал этому курсу и из-за этого рискует теперь попасть в трудную ситуацию", – уверен политолог.
"Вполне возможно, что одним из условий недавнего получения Белоруссией кредита в $1,5 млрд от России могло быть сотрудничество с РФ по транзиту", – заключил Вадим Трухачев.
Также он подчеркнул, что главе Белоруссии выбирать не приходится. Деньги нужны экономике его страны. А раз он согласился работать с Россией, нужно выполнять ее условия.
Просто так правительство РФ тратить деньги на соседнюю страну не будет, так никто не делает. Эксперт считает, что России давно пора принудить своего союзника к выполнению обязательств, о которых Белоруссия довольно часто забывает еще с момента войны в Южной Осетии.
Проблемы, которые придется скоро решать
Все это означает, что у России и Белоруссии впереди много работы. Перенаправление грузопотоков, где объемы исчисляются десятками тонн, – это процесс с организационной и технической точки зрения очень трудоемкий. Однако следует признать, что для его реализации сегодня есть неплохие предпосылки.
Александр Лукашенко предложил правительству Ленобласти совместно построить в регионе терминал, для которого вроде как даже есть "свободные деньги" – сэкономленные $3 млрд от постройки БелЭАС (на нее ушла меньшая сумма, чем планировалось изначально).
Власти Ленобласти, в свою очередь, предложили Белоруссии стать одним из участников проекта постройки терминала в Усть-Луге, где к вводу готовятся крупные мощности по перевалке минудобрений.
Похожие предложения поступали и касательно транзита белорусских нефтепродуктов (от главы российского Минэнерго). Но при этом, как отметил в беседе с Baltnews старший аналитик "Альпари Евразия" Вадим Иосуб, практического решения нехватки свободных мощностей пока не найдено.
"Через балтийские порты Белоруссия переваливала в основном нефтепродукты (около 6 млн тонн в год) и калийные удобрения (примерно столько же). По недавнему заявлению министра энергетики РФ Александра Новака, Россия может предоставить союзному государству мощности по перевалке 4–6 млн тонн нефтепродуктов в год, хотя менее месяца назад озвучивалась возможность перевалки лишь 3–4 млн тонн", – рассказал он.
"Откуда это расширение мощностей для Белоруссии, пока не очень понятно. На начало сентября перевалка тонны груза через российский порт обошлась бы Белоруссии в 2,3 раза, или на 600 российских рублей, дороже, чем через литовский порт. В пересчете на год речь идет о потерях в примерно $60 млн", – заключил Вадим Иосуб.
Что касается перевалки удобрений, то, по мнению эксперта, мощностей для этого сейчас нет. Необходимо или строить новый порт или входить в существующие проекты. Однако за разговорами на эту тему сейчас нет ни расчетов затрат, ни сроков окупаемости, ни будущих тарифов, не говоря об анализе существующей конкурентной среды.
Кроме того, Лукашенко заявил, что хочет потратить на новые терминалы деньги из российского кредита, которые сэкономлены при строительстве Белорусской АЭС. А для этого потребуется, как минимум, согласие российской стороны.
Стоит ли игра свеч?
И все же у Литвы действительно есть повод для беспокойства из-за потери транзита от своего юго-восточного соседа. Белорусский госконцерн "Белнефтехим" недавно заявил, что намерен заключить контракты на поставку нефтехимической продукции в России на общую сумму в более чем $100 млн.
"Перечень продукции включает синтетические волокна и нити, стеклоткани, полиэтилен, шины, фталевый ангидрид, алкидные смолы, противогололедные реагенты", – говорится в сообщении этой компании.
Правительство Белоруссии можно понять. Оно не хочет полагаться на Литву, которая в любой момент может ради политических целей саботировать контракты со своим соседом, что поставит под угрозу благополучие "Белнефтехима" – крупнейшего промышленного комплекса Республики Беларусь.
На его долю приходится до 30% промпроизводства государства, а в состав входят: "Нафтан", Мозырский НПЗ, "Гомельский химический завод", "Белшина", "Могилевхимволокно", "Гродно Азот", "Светлогорск Химволокно". Подобным кластером нельзя просто так рисковать, надеясь, что Литва решит разделить политику и экономику, не разрывая торговых отношений с государством, правительство которого считает нелегитимным.
Правительство Белоруссии справедливо решило, что лучше лишний раз потратиться, но сохранить производственного гиганта. Отчасти именно поэтому Лукашенко на встрече с губернатором Ленинградской области говорил не только о транзите нефти и минеральных удобрений.
Он также аккуратно напомнил о возможностях своей республики в машиностроении, производстве лифтового оборудования, развитии сельского хозяйства и даже предложил подумать над созданием совместных с Ленобластью предприятий в рыбном хозяйстве.
Придется ли российским компаниям "потесниться"?
Очевидно, что в Усть-Луге, как и других портах Ленобласти, все мощности по перевалке грузов, даже учитывая строящиеся площадки, уже застолбили компании из РФ. Многие из них инвестируют в создание этих терминалов. К примеру, одни из них – "Ультрамар" – занят грузами "Акрона", "Фосагро" и некоторыми другими корпорациями.
Терминал "Еврохима" будет готов к 2022 году, но он, конечно же, не сможет одновременно справиться с грузопотоком российской компании и "Белоруськалия", ведь при его проектировке еще не было никаких разговоров о полной переориентации грузов Белоруссии на порты Ленобласти.
Впрочем, в случае с "Ультрамаром" у Белоруссии может появиться окно возможностей. Этот терминал изначально проектировался под мощность перевалки минудобрений и железной руды на 12 млн тонн. Но в проекте предусматривалась возможность расширения до 25 млн тонн. Не исключено, что "Белоруськалий" может этим воспользоваться. Но вот с нефтепродуктами все сложнее.
Лукашенко все это прекрасно понимает, поэтому и предлагает заняться постройкой нового терминала, чтобы не создавать проблем российским предприятиям, выталкивая их со своей же территории. Аналитик ГК "Финам" Анатолий Вакуленко считает, что этот процесс займет много времени.
"Проект не будут реализовывать в противовес компаниям РФ, которые намерены построить терминалы на Балтийском море. Об их проектах говорилось давно, они уже согласованы, по ним начаты работы, поэтому их не будут сокращать из-за терминала другого государства", – говорит эксперт.
"Если положительное решение будет принято, то, скорее всего, построят еще один терминал, конкретно для грузов в/из другой страны. Стоимость строительства такого объекта может составить миллиарды рублей и занять несколько лет. Как именно юридически будет организован подобный терминал, если будет принято решение о его строительстве, пока сказать нельзя, как и то, в каких долях им будут владеть две страны", – продолжил Анатолий Вакуленко.
"Скорее всего, за основу будут взяты межгосударственные соглашения между Россией и Белоруссией, а также их внутренние нормы и правила в транспортной отрасли", – заключил эксперт.
Для Республики Беларусь, кстати, такая практика не в новинку. Напомним, в 2013 году "Беларуськалий" приобрел 30% клайпедского терминала Biriu kroviniu terminalas. А всего год назад белорусская компания планировала увеличить свои инвестиции в литовский порт, приобретая акции Nemuno terminalas.
Но политика, как это часто бывает в Прибалтике, внесла свои коррективы. Теперь Лукашенко не хочет рисковать, делая ставки на Литву, зато он готов повышать их ради партнерства с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.