Точка G уже не та. Литовский туризм в плачевном состоянии

© Sputnik / Владислав Адамовский

Туристический сезон в Литве закрылся. Власти подсчитывают прибыль и убыток. Но новые случаи зараженных Covid-19 ставят туризм страны в катастрофическое положение.

2 сентября литовские туроператоры Tez Tour и Novaturas закрыли поездки в Италию, где зафиксировано больше 25 случаев заболевания на сто тысяч человек. Официальный представитель компании Novaturas Довиле Запкуте сказала, что фактически состоялось закрытие границ, которое поставило под удар весь литовский турсектор.

Однако чиновники департамента туризма при кабинете министров Саулюса Сквернялиса утверждают обратное. По их словам, сезон действительно выдался тяжелым, но не смертельным. А руководители национальной ассоциации сельского туризма даже говорят, что этот туристический сегмент подрос за счет отдыхавших дома литовцев и гостей из Латвии.

Что характерно, госчиновники никаких цифр не называют, обещая подвести итоги ближе к зиме, поскольку "сезон продолжается, в Литву продолжают приезжать как латыши, так и эстонцы. Также мы ждем финнов и венгров". Министры литовского кабинета отмалчиваются.

Премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш утверждает обратное: поездки по странам Балтии прекратятся в пятницу, 4 сентября, поскольку в Литве и Эстонии растет количество случаев заболевания коронавирусом. По его словам, литовцам и эстонцам в Латвии придется провести две недели в изоляции.

От избыточного до нулевого

Информационного вакуума не бывает. В обсуждаемом контексте его заполнил своим докладом профессор, бывший министр сельского хозяйства Вигилиюс Юкна. Единственная позитивная новость касается сверхприбылей, извлеченных предпринимателями курортов Паланги и Швянтойи, куда из-за отсутствия иных возможностей в жаркие летние дни буквально переселились все жители страны.

Юкна честно озвучивает формулу сезона – "от избыточного туризма до нулевого за одну неделю".

По информации туроператоров мирового масштаба, сектор ужался на 60%, в отдельных странах – на 80%. С учетом того, что каждые десятые рабочие руки работают в сфере туризма, работу утратили до 10% наемных работников.

Литовский турсектор отстает от среднеевропейского в два раза, а в регионе уступает Латвии и Эстонии. Тем не менее на его долю приходится 3% ВВП, а доходы достигают 3 млрд евро в год, которые аккумулируют всего около 50 тысяч работников. Но в 2020 году большинство из них не были востребованы.

Безрадостные итоговые цифры

По статистике, в страну въехало иностранных туристов на 88,8% меньше, чем годом ранее, а внутренний туризм сократился на половину. Подсчитано, что инвестированный в турсектор один евро дает 0,56 евро прибыли в других секторах экономики. В частности – в пищевой промышленности, транспорте и сфере услуг.

По данным департамента статистики при Минфине, в 2018 году один иностранец в среднем оставлял в Литве 338 евро, а местный турист – 75. В 2020 году из-за отсутствия туристов пострадали литовские отельеры, рестораторы и пищевики в целом.

Эту цепочку можно продолжать долго, но если обобщить, то смело можно говорить, что пострадали или пострадают до конца года все отрасли экономики.

Для примера рассмотрим ситуацию с представителями такой неприметной профессии, как гиды. В Литве официально их около пяти тысяч, из них 1356 работают как индивидуалы или по бизнес-удостоверениям, приобретая их в зависимости от сезона. Безработица оставила эту категорию экспертов не у дел. Почти 95% послов культуры вынуждены были весну-лето существовать на пособие в 215 евро в месяц.

16 августа правительство закрыло проект поддержки вынужденно безработных. Примерно в это же время наметился рост количества заболеваний коронавирусом.

Можно гарантированно утверждать, что работа у гидов в 2020 году не появится из-за наступления второй волны COVID-19. Это означает, что еще примерно пять тысяч человек пополнят армию безработных, которая уже разрослась в Литве до 13,3%. Для сравнения: в феврале текущего года она составляла 9,9%.

По официальным данным статистиков, постоянно работу ищут 229,3 тысячи человек. Для сравнения: во втором по величине городе Литвы Каунасе живет 287 тысяч.

Более 70% туристического рынка в Литве обслуживают мелкие и средние предприятия. Они уже израсходовали финансовые ресурсы, но опасаются брать кредиты, поскольку непонятно, как их отдавать. Следовательно, самые слабые компании разорятся, а чуть более крепких ожидают долгие болезни, прежде чем здоровье восстановится.

Трудно поверить, будто в кабинете министров Литвы ответственные государственные чиновники не владеют ситуацией. Однако пока никаких конкретных шагов правительство не предпринимает.

Складывается впечатление, что туристический сектор цинично разваливают непонятно с какими целями.

Что люди ждут от кабмина? В первую очередь, субсидий. Не кредитов, которые в сложнейших условиях предстоит возвращать с процентами. Министерство экономики и инноваций на финише финансового года не знает, куда деньги девать. Но и протянуть руку помощи департаменту туризма не торопится.

Второе – освободить работающие в турсекторе компании и гидов-индивидуалов от уплаты налога на прибыль, поскольку таковая отсутствует в принципе. Одновременно необходимо продлить сроки возврата ранее взятых кредитов, причем на срок продления фирмы и физических лиц следует освободить от уплаты процентов.

Третье – стимулировать местный круглогодичный туризм, включая сельский и оздоровительный.

Стратегий масса, толку нет

Одна из национальных литовских забав – создание стратегий, направленных на популяризацию государства в Европе и мире. Например, существуют "Стратегия центра Европы", "Стратегия смелой страны" и даже "Стратегия европейской точки G" (рекламная компания, направленная на популяризацию туризма в Литве – прим. Baltnews) наряду c несколькими другими. Их создатели обласканы литовским государством, осыпаны почестями и деньгами. Однако большой пользы от креативных придумок страна не ощущает.

Но в этой же стране живут люди, которые реально занимаются созданием положительного имиджа Литвы в глазах иностранных гостей. Но если турсектор кабинет министров не поддерживает в данный сложный момент, то после окончания пандемии коронавируса страна может исчезнуть с туристических карт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.