Сланцевый просчет. Как потухло польское пламя надежды

© РИА Новости

Эксперт в энергетической области объяснил, почему добыча сланцевого газа и нефти не подходит для Польши.

Заявление представителей польской компании PGNiG, что надежды на добычу сланцевого газа в Европе не оправдались, справедливы, поскольку сланцевая индустрия – это скорее североамериканская история, с учетом правовых и экологических особенностей, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Это даже не новость, в PGNiG давно должны были признать, что сланцевые углеводороды – неинтересная тема для Европы. Особенно с учетом ориентации ЕС на "зеленую" экономику, сейчас будут ловить другой тренд – солнце, ветер, водород и так далее. Сланцевый газ даже с учетом общественного мнения сейчас в Европе продать будет сложно", – рассказал Митрахович порталу Baltnews.

По словам эксперта, около десяти лет назад действительно был большой ажиотаж в Польше и в ряде других стран, который произошел на фоне сланцевой революции в Америке.

"Я и мои коллеги много раз бывали в Польше и тогда даже в такси по радио постоянно говорили про gaz łupkowy – так по-польски называется сланцевый газ. Считалось, что каждый о нем должен знать и это большое будущее. Потом поляки открыли несколько тестовых скважин, одна из которых была с очень пафосным названием – Flame of hope ("Пламя надежды")", – напомнил энергетик.

По словам энергетика, в 2012 году весь ажиотаж практически сошел на нет, потому что существует ряд объективных отличий Польши и Европы от Америки, где произошла сланцевая революция.

"Во-первых, США в целом страна менее населенная, чем многие регионы Европы. Даже там добыча сланцевых газа и нефти ведется не везде, а в малонаселенных регионах, таких как, например, часть Техаса. А есть густонаселенные штаты, такие как Нью-Йорк, где запрещен фрекинг (гидроразрыв пласта) – это технология добычи сланцевых углеводородов. Для такой добычи необходимо много воды и пустое пространство. Польша – не самая густонаселенная страна, но и там нужно, грубо говоря, половину территории страны разбурить, чтобы добывать сланцевые углеводороды, чего сделать нельзя", – объяснил Митрахович.

Эксперт отметил, что в Европе действует континентальная система права, согласно которой недра принадлежат государству, а также более строгое экологическое законодательство.

"В Америке наоборот очень либеральная система – тот, кто владеет землей, владеет и природными ископаемыми, которые находятся под ней. Это дает возможность всем владельцам земли, вплоть до фермеров, ее продавать или сдавать в аренду компаниям, которые добывают углеводороды. В Европе так сделать не получится", – подчеркнул специалист.

По его словам, из-за этого все кончилось тем, что сланцевый газ полякам стало добывать бессмысленно и Польша продолжает закупать газ у экспортеров. "Так что, если Польша хочет как-то строить энергетическую независимость от России, ей надо искать другие темы, но уж точно не сланцевый газ", – резюмировал Станислав Митрахович.

Ранее председатель правления польского нефтегазового концерна PGNiG Ежи Квечиньски заявил, что американская технология добычи сланцевого газа не подходит для применения в Европе.