"А как же евросолидарность?" В Литве объявили бойкот товарам из Польши и Германии

© Sputnik/ Сергей Субботин

Несмотря на оптимистичные сценарии литовских экономистов, приходится признать: пандемия коронавируса больно ударила по экономике страны. Будет хорошо, если ее докарантинный уровень восстановится к лету 2012 года.

В Литве волна коронавируса еще не завершилась, а уже полным ходом говорят о приближении второй. Первая ударила по хозяйству так больно, что ВВП сократился на цифру, близкую к 7%. Особых ресурсов, в том числе золотовалютных, у Литвы нет, а заимствованные рано или поздно придется возвращать. По прогнозам, экономика очухается только к началу лета 2021 года. Как в таких условиях (и при отсутствии точного прогнозирования наперед) верстать бюджет? Внятных предложений пока нет даже у министра финансов Вилюса Шапоки.

Единственная идея, которой он поспешил поделиться с прессой, звучит так: "В случае второй волны все сферы хозяйства закрывать не станем, как это было в марте текущего года".

Нет нужды сегодня погружаться в детали верстки бюджета. Например, в предложение президента Науседы об увеличении до 450 евро необлагаемого налогами минимума заработной платы. Или в озвученный Вайдасом Аугустинавичюсом, советником главы государства, социальный пакет, включающий рекомендации по улучшению условий жизни пенсионеров (пенсии должны составлять не менее 50% средней заработной платы) и лиц, работающих за "минималку". Опустим популизм, традиционно сопровождающий формирование главного финансового документа: бюджет должен быть "бюджетом экономической трансформации", сбалансированным, безопасным с точки зрения воздействия коронавируса и других вызовов, конкретным, бережливым, социально ориентированным и так далее.

Годовой доклад президента Литвы Гитанаса Науседы, 18 июня 2020

Цель – экономические прорывы

Президент Гитанас Науседа ставит перед правительством амбициозные цели, объединенные в "стратегию экономических прорывов в важнейших областях". Эта политика прекрасно укладывается в ложе идеи строительства государства всеобщего благоденствия, о котором национальный лидер мечтает вслух при каждом удобном случае. Прорывы необходимы, чтобы изжить нищету, социальное разобщение, наладить достойный уровень образования.

Магистральная цель – на данном этапе вдвое увеличить инвестиции в науку и экспериментальное творчество. Также глава государства требует вплотную заняться запущенным состоянием культурного наследства и предлагает на эти цели дополнительно изыскать для Минкульта 7-8% от традиционного финансирования. Не забыты военные (вдруг враг нападет?). Им отрезан ломоть в 1 млрд евро.

Остается главный вопрос: откуда кабинету премьера Саулюса Сквернялиса взять деньги?

Короновирус ведет за собой другую волну

Денно и нощно голубые экраны литовского ТВ крутят рекламу, в которой потребителям сообщают, что на 15% снижены цены на отечественные продукты и товары, всего 800 наименований. Любой посетитель крупных ТЦ и небольших магазинов в состоянии подтвердить: привычные ценники перечеркнуты и указаны новые цифры, действительно на 15% ниже.

Экономист Александр Изгородин так комментирует общенациональную акцию: она означает лишь тот факт, что литовские переработчики безбожно завышают цены, стараясь извлечь сверхприбыли. Утрата 15% доходов для них, по всей видимости, шаг не смертельный.

Параллельно по Литве катится волна бойкотов. Они случаются в каждой стране, когда в сложных или близких к критическим ситуациях появляется лозунг "Поддержите отечественного производителя!". В данный момент в Литве этот лозунг в моде. Странные, никому не известные люди призывают бойкотировать продукты и товары европейских производителей, в частности – польских и немецких, в пользу литовских.

Разумеется, автомобили Audi и WV покупателей заставить бойкотировать невозможно, но польские молочные продукты – вполне по силам, хотя и в новых условиях они выглядят привлекательное и дешевле местных. Однако попытка – не пытка.

Прежде, чем перейти к истории бойкотов, хотелось бы отметить: в период карантина, вызванного эпидемией коронавируса, переработчики и торговцы так нагрелись на завышенных ценах, что вернуть потребителям 15% – в известном смысле дело чести.

Как это бывало прежде

В 2006 году по Литве прокатился бойкот, направленный против компании, занимающейся производством мяса и мясных продуктов. Лозунг выкинули понятный и агрессивный: "Если хочешь мяса – не покупай его у компании "Крекенава". Мотивом стали откровения работницы, рассказавшей прессе о низком качестве колбасы, халтурах при ее изготовлении и зарплатах в конвертах в обмен на молчаливое соучастие в аферах.

Расчеты с наемными работниками "черным налом" – обычное дело для того времени. Но в случае с "Крекенавой" к делу подключилось правосудие. В итоге бизнесменам пришлось платить штрафы и несколько лет отмываться от вылитой на них грязи.

Добились своих целей организаторы бойкота или нет, неизвестно. Но следом возникла идея бойкотировать продукцию пивоварни Kalnapilis. По информации владельцев, ущерб оказался минимальным. Мало пострадали и переработчики молока, которых пытались прессовать под лозунгом "Не покупай литовских молочных продуктов!". В 2011 году успехи оказались весомыми при организации бойкота, вошедшего в историю литовской рыночной экономики как "Сахарная паника".

Еще больший резонанс получила акция протеста против торговых центров сети Maxima после трагедии в латвийском Золитуде, когда в результате обрушения крыши погибли 54 человека. Надо сказать, этот бойкот был самым социально справедливым. Прилавки ТЦ Maxima ломились от товаров, цены казались бросовыми, а покупатели обходили широко распахнутые двери стороной. Автор статьи должна признаться (Лейла Акбашева – прим. Baltnews): сама не заглядывала и всех знакомых отговаривала попытаться запастись харчами по халявным ценам.

© Sputnik / Oksana Dzadan
Обрушение крыши торгового центра в Риге

Ради экономии времени, продолжим конспективно: бойкот под именем "Цветной капусты". Трое суток жители Литвы игнорировали торговые центры, ожидая открытия магазинов немецкой розничной сети Lidl. Сегодня очевидно, что потребительская корзинка под немецким брендом обходится обывателю в такие же деньги, как под литовскими марками, но что было – то было.

Наконец, в 2020 году прозвучали призывы бойкотировать продукцию картонажной фабрики, которая отравляла жизнь жителям окрестных поселков. Правда, в быту пользовались только туалетной бумагой "убийцы природы", но факт остается фактом: бойкот состоялся, хотя и не получился масштабным, как планировали в социальных сетях его организаторы.

"Следы", конечно же, тянутся в Кремль!

Самое смешное, что всякий раз, начиная с 2006 года, в Литве искали "русский след". Кому, как не "агрессивному соседу" выгодно социальное напряжение и противопоставление групп интересов? Ни разу подозрения не подтвердились, однако, как говорят сторонники теорий заговоров, "не доказано – не означает, что не было".

Никому из "Шерлоков Холмсов" литовского разлива в голову не пришло связать акцию "Минус 15%" с Кремлем. И напрасно, поскольку было бы вообще весело от дури провинциальной. Впрочем, акция не закончена и, не исключено, что скоро отыщутся виноватые в призывах бойкотировать продукты и товары из соседних европейских государств. Наперед известно, кому это идеологически и политически выгодно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.