Перелом в экономике. В Литве думают, что кризис закончился

Главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис рассказал о последствиях вызванного пандемией COVID-19 кризиса.

Вызванный пандемией COVID-19 кризис закончился, считает главный экономист Swedbank Нериюс Мачюлис.

"Последние экономические данные показывают, что создается больше рабочих мест, потребление уже вернулось к докризисному уровню, и ожидания населения быстро улучшаются", – цитирует Мачюлиса пресс-служба банка.

По данным Службы занятости, с начала карантина в республике было зафиксировано 40 тысяч безработных. Исследование Swedbank показывает, что почти половина домохозяйств страны заявила о снижении доходов из-за пандемии.

"Звучит драматично, но нарастают признаки того, что кризис был не только очень глубоким, но и, кажется, очень коротким. Хотя пандемия и карантин затронули большую часть населения страны в финансовом отношении, для многих потери были лишь кратковременными, а не пугающими, и во многих сферах жизни наблюдается быстрое возвращение к нормальной жизни", – указывает Мачюлис.

В подтверждение своим суждениям экономист приводит данные Службы занятости: в июне уровень безработицы вырос, но это произошло не из-за потери рабочих мест, а из-за населения, которые неактивно участвовало в рынке труда – например, студенты, оканчивающие учебу, или эмигранты, вернувшиеся в Литву.

Литва двух скоростей: почему медицина "проседает" в регионах >>>

Уже в мае розничные продажи восстановились и были выше, чем год назад, и только годовой рост непродовольственных розничных продаж достиг 6%. По прогнозам Swedbank, в июне этот рост ускорился.

"Мы видим это восстановление внутреннего спроса и занятости еще до того, как на счета населения попали повышенные детские деньги, разовые социальные пособия и другие меры стимулирования. Поэтому вполне вероятно, что эта вспышка позитивных ожиданий и потребления не была краткосрочным эффектом, когда жители бросились тратить сэкономленные во время карантина деньги. Позитивные ожидания и потребление обусловлены не только уменьшением угрозы вируса, но также ростом и будущим ростом доходов населения", – считает Мачюлис.

По данным Sodra, во время карантина уровень средней заработной платы не изменился, и в мае составил 5,2%. Экономист напоминает, что минимальная заработная плата и зарплата работников госсектора выросли примерно на одну десятую с начала года, что увеличило среднюю заработную плату по стране. Не произошло изменений и в частном секторе. Нериюс Мачюлис считает, что сокращаются надбавки "в конвертах", но не официальный уровень дохода.

"Работники, которые согласились получать часть своей заработной платы в неофициальном порядке, могли пострадать больше всего, поскольку они не были защищены законом от снижения доходов, а потерянные неофициальные доходы не были компенсированы", – указывает экономист.

Помощь смогли получить также и маленькие компании, которые пострадали из-за карантина. Финансовая поддержка во многом зависела от ранее уплаченных компаниями налогов.

Литва – европейский Бангладеш, из которого люди бегут в эмиграцию >>>

"Другими словами, как предприятия, так и граждане, которые честно заплатили свои налоги, могли ожидать наибольшей поддержки во время кризиса. Аналогичный принцип можно использовать при предоставлении поддержки самозанятым лицам, потерявшим доход, – не для того, чтобы предоставлять всем одинаковую выгоду в размере 257 евро, но чтобы связать ее с налогами, выплаченными в прошлом. Такие меры будут стимулировать бизнес и граждан уходить из тени еще быстрее", – отмечает Мачюлис.

По его словам, на данный момент часть компаний все-таки будет испытывать трудности. Кроме того, нет гарантии, что второй волны вируса не будет.

"Тем не менее, многие индикаторы предполагают, что этот кризис в Литве может быть уникальным, по крайней мере, в трех отношениях - он будет самым коротким в истории, он увеличит количество возвращающихся, а не уходящих людей, и создаст предпосылки для снижения, а не увеличения теневой экономики", – заключил Мачюлис.

Отметим, что, по данным Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), в 2020 году в Литве размер ВВП уменьшится на 7%.