Мужчины или женщины: кого в Литве карантин затронул сильнее

Экономист Swedbank Грета Иляките считает, что экономическое положение женщин перед лицом пандемии намного хуже, чем положение мужчин.

Достигнутый прогресс за последнее десятилетие в равенстве между женщинами и мужчинами может остановиться, и процесс пойдет вспять, пишет для "Литовского курьера" экономист Swedbank Грета Иляките.

Уязвимые сектора

После введения карантинного режима в некоторых секторах экономики Литвы общее количество безработных трудоспособного возраста в апреле 2020 года выросло до 11,2%. Иляките отмечает, что ряды безработных женщин растут быстрее, чем мужчин.

Так, уровень безработицы среди женщин с начала марта увеличился на пятую часть, а среди мужчин – на 14%.

"По сравнению с предыдущими кризисами это довольно нетипично, поскольку большая часть мужчин занята в строительном и промышленном секторах, более всего связанных с экономическими циклами, причем во время рецессии последние наиболее уязвимы", – указывает экономист.

В то же время большая часть женщин занята в сфере образования и здравоохранения, которые во время кризиса пострадали в меньшей степени. Также женщины доминируют в сфере гостиничного бизнеса и общественного питания, который особенно сильно пострадал от ограничений.

Литва держит курс на экономический спад >>>

Кроме того, женщины составляют большинство работников, занятых неполный рабочий день, а они в первую очередь страдают от кризиса.

Нетрудоспособные женщины

Sodra указывает, что в 2020 году число выданных в марте справок о нетрудоспособности удвоилось по сравнению с февралем, а 60% были выданы женщинам.

"Это свидетельствует о том, что после закрытия школ и детских садов уход за детьми в основном ложился на плечи женщин. В связи с этим некоторые женщины могут потерять приобретенные ими профессиональные навыки и, следовательно, отстать от коллег. В будущем это может привести к снижению доходов. Одинокие матери оказываются в еще худшем положении. По данным Евростата, в Литве почти четверть всех домохозяйств с детьми составляют одинокие родители, а около трех четвертей таких родителей – женщины", – указывает Иляките.

Иляките также отмечает, что подобные домохозяйства сталкиваются с самыми большими трудностями, поскольку потеря работы – утрата основного источника дохода. С другой стороны, часть потерявших работу не могут трудиться, поскольку им приходится присматривать за оставшимися дома детьми.

Главные борцы с пандемией

По данным ВОЗ, медицинский персонал почти на 90% состоит из женщин. В Литве 84% от занятых в сфере здравоохранения и социальной сфере являются женщинами.

"Это означает, что женщины стоят на переднем крае антивирусной борьбы. Как бы то ни было, это означает, что они не только подвержены большему риску заражения вирусом, но и работают в чрезвычайных условиях. Стоит также учитывать системные проблемы, которые возникали и до объявления пандемии: женщины обычно зарабатывают меньше мужчин. Зарплата их на 13% меньше, в среднем около 110 евро в месяц "на руки". Таким образом, перед лицом пандемии неравенство в доходах, вероятно, еще больше возрастет", – уточняет Грета Иляките.

Кроме того, проблемы женщин прослеживаются не только в потере дохода во время карантина. По данным литовской полиции, растет число сообщений о бытовом насилии.

"Государство, вводя меры экономического стимулирования, должно обратить внимание не только на самые низкооплачиваемые группы, но также признать, что мужчины и женщины нуждаются в различных мерах для преодоления проблем, вызванных пандемией", – резюмирует Иляките.

© Baltnews
Почему в Прибалтике предпочитают работать неполный день